Знаете ли вы, что первая скейтерская обувь на самом деле была создана почти через десять лет после изобретения скейтбординга? Серферы 1950-х годов из Эрмоса и Манхэттен-Бич были первыми, кто зародил искусство "тротуарного серфинга", прикрепив колеса для роликовых коньков к деревянным доскам для того, что бы рассекать по городу, когда не было волн, чтоб рассекать их своими серфами. Поскольку это была имитация серфинга — логично, что катались на скейтах босиком.

Серферы на скейтбордах

В 1965 году Анахайм принял первые в мире соревнования по скейтбордингу International Skateboarding Championships. И популярность досок резко взлетела. Дети начали искать альтернативу слалому и катанию по плоскости.. И нашли ее в пустых бассейнах Южной Калифорнии. Но сочетание босых ног и глиняных колес не могло дать хорошей скорости и покатушки заканчивались стертыми в кровь или сломанными пальцами ног. Будущее скейтбординга выглядело мрачным из-за ограниченных технологий и оборудования, которые были доступны молодым скейтерам.

Молодой скейтер

В том же 1965 году резиновая компания Randolph создает первые кеды для скейтбординга, известные как «Randy 700». Они выглядят очень похожими на Keds или любые другие кеды того периода времени. До изобретения наждака для скейтборда были еще годы, поэтому кеды должны были обеспечить максимальное сцепление с доской. Подошва была 2-цветная и состояла из усиленной резины разработки Randoph: синий цвет — Randyprene, красный — Tuffness. Выпуск этой обуви длился недолго, но имя сотрудника Randolph вошло в историю скейтбординга навсегда. Это был уже известный нам Пол Ван Дорен.

Randy 700

К концу 1965 Пол и Джим Ван Дорен покидают Randoplh и переезжают в Анахайм, Калифорния, что бы создать обувную компанию Van Doren. Keds, Converse и Randy делали свои собственные кеды с вулканизированной подошвой, но братья Ван Дорен чувствовали, что могут сделать это намного лучше. Так появляется Vans.

 

Фабрика была расположена на Восточном Бродвее и имела при себе фирменный магазин Vans. Открывшись 15 марта 1966 года Vans'ы предложили только один стиль обуви, известный как #44 Vans Deck Shoe, доступный в 4 цветах: тёмно-синий, белый, красный и зелёный. В ценовом диапазоне от 2,49$ до 5,00$ за пару. В первый день торговли было продано 16 пар, сделанных вручную на фабрике за магазином. Впрочем, Vans начали принимать индивидуальные заказы на изготовление #44 из любых материалов и любых расцветок, которые выберет заказчик. От джинсовых, до командных цветов средней школы. Но по-настоящему стильные вещи, создали те самые дети-сёрферы и скейтеры. Хотя многие «тротуарные серферы» все еще катались босиком, более прогрессивные райдеры уже носили кроссовки, чтоб защитить свои ноги и расти в катании. Самая известная скейт-crew, которая надела Vans — были Z-Boys. И возглавляли эти тусу уже известные вам Тони Альва и Стейси Перальта.

Скейтеры и Vans

Многие скейтеры приняли Vans к 1975 году и компания привлекла Альву и Перальта к созданию уникальной модели обуви под номером #95. И да, эта модель до сих пор выпускается и носит название Era. Запатентованная вафельная подошва и мягкая обивка лодыжечной части. Лозунгом компании стала фраза: «Расскажи своим друзья про Vans». И дети действительно рассказали. В Санта-Монике и Манхэттен-Бич многие скейтеры начали просить цветовые комбинации, которые в скором привели к добавлению новых цветов в линейку: темно-синий/красный, темно-синий/желтый и бежевый/коричневый.

 

Сотрудничество Vans и Z-Boys укрепило доверие к бренду в скейт-сообществе и обеспечило неоценимую обратную связь, которая в свою очередь повлияла на эволюцию кроссовок для скейтбординга. К 1976 году «тротуарный серфинг» был мертв, но популярность набирали заброшенные бассейны, в которых скейтеры оттачивали свое мастерство. Братья Ван Дорен обращали на это пристальное внимание и начали спонсировать прогрессирующих райдеров, которые теперь соревнуются по всему миру и светятся на обложках недавно появившихся журналов о скейтбординге.

Sterling's MustangЭтот скейт-ренессанс породил еще одно продвижение в технологии — высокие кроссовки. В 1977 году Vans выпускают средние #37 (Midskool ’77) и в 1978 году высокие #38 (Sk8 Hi). К концу 70-х на рынок приходят конкуренты. Некоторые специально, некоторые непреднамеренно. Производители скейтбордов, такие как Makaha и Hobie теперь преуспевают в изготовлении обуви, продавая свои модели в качестве оборудования для скейтов. В это время в культуру проникают баскетбольные хай-топы от новичка Nike.. Модели All-CourtBruin и Blazerзапали в сердца скейтеров, благодаря сочетанию стиля и практичности. Цветной замшевый верх, мягкая и качественная подошва, усиленные носки. В них было всё, что нужно не только для деревянных баскетбольных площадок, но и для скейтбординга. В Великобритании и Европе скейтеры экспериментировали с такими моделями как: Adidas NizzaClark’s Stunter и Dunlop Skateboard Superstars.

Хотя модели других брендов и появлялись, Vans оставались лидерами благодаря их приверженности культуре. Они всегда были настроены на то, что хотели местные скейтеры и с 1976-1980 годов всё было о смешивании цветов и тканей. Vans были настолько просто обувью, что им нужно было быть сумасшедшими, что бы выделяться в толпе. Отсюда и проистекает их успех. Они слушали клиентов и видели, как дети красят их модели в яркие цвета. Они всегда были в курсе тех тенденций, что появлялись в скейт-сообществе.

Vans

В 1980 г. Пол Ван Дорен готовится представить новую модель Vans. Да, те самые слипоны. И поскольку среди молодых скейтеров было безумно популярно клетчатое — именно в такой шахматной расцветке. В предыдущей статье мы уже писали об этом. Но не упомянуть не можем. Звонок из Universal и слипоны становятся обувью главного героя фильма «Fast Times At Ridgemont High». И как только этот фильм увидели — становятся самой популярной моделью у молодежи, которая отождествляет себя с главным героем фильма Джеффом Спиколи, лицом Калифорнийской скейт и серф-культуры.

 

Это стало благословением и проклятием для Vans. Эксперименты с моделями, попытки зайти в те сегменты рынка, где они еще небыли и крах. Поскольку эта ниша временно освобождается, ее пытаются занять другие бренды. Такие как Airwalk и Vision Street Wear, которые действительно представляли стиль и энергию скейтбординга 1980-ых. Так же возвращаются Converse со своими Chuck Taylor, которые всегда были вне времени, благодаря размещению в самом крутом фильме того десятилетия «Назад в будущее». Кстати говоря, о крутых фильмах и баскетбольных кроссовках..

Назад в будущее«The Search For Animal Chin» был скейт-фильмом середины 80-ых и был очень урожайным на суперзвезд скейтбординга: Тони ХоукЛэнс МаунтинМайк Макгилл и Стив Кабальеро. В фильме, все члены банды Bones, кроме Хоука носили Nike Air Jordan 1s. Тони же был в видавших виды Vans Sk8 Hi и все бы ничего, но Vans закрыли маркетинговый бюджет. И Стейси Перальта, благодаря знакомым в Nike предоставил Тони новую пару Air Jordan. Так вот нелепо Vans не попали в один из крутейших фильмов о скейтбординге тех времен. И так просто Nike стали идеальной обувью для скейтбординга, имея в распоряжении только баскетбольные технологии. Впрочем Nike еще вернется, благодаря Майку Макгиллу и его воздушным выступлениям, которые были такие же впечатляющие, как полеты Майкла Джордана до кольца.

Air Jordan 1

Air Jordan 1 носили скейтеры по всему миру, благодаря фильму и очень низкой цене. Но это не единственная модель, которая стала популярной. Nike Dunk'sтак же привлекали молодых ребят и по сути являлись переработанной версией Air Jordan, произведенных в цветах баскетбольных команд колледжа: черно-желтом и красно-сером. В 1987 году Nike выпускают Air Jordan II, тем самым порождая еще больший спрос на первую модель, которая продается со скидкой и стоит меньше 20$. По сравнению с новой моделью Airwalk за 50$, Jordan'ы являются доступной обувью для всех молодых скейтеров, при этом имея правильные расцветки для скейт-эстетики того времени. Даже некоторые представители хэви-металл групп включают Air Jordan в свой гардероб, например Dave Mustaine из Metallica. Что добавляет еще больше популярности этой модели. Внешний вид скейт-обуви изменится очень скоро.. Но это не будет последним разом, когда скейтеры были замечены в Air Jordan и Dunk's.

В конце 1980-х уличное катание значительно эволюционировало, благодаря всего одному трюку. Да-да. Вы знаете, что это за трюк. Олли. Он один изменил скейтбординг настолько, что люди ринулись покорять улицы, вместо парков. Пролеты, грани, трубы. Появляются крутые видео и конечно же появляются крутые райдеры. Одним из которых был Натас Каупас, который засветился безумными партами в обоих фильмах Santa Cruz. Натас, который всегда носил Converse Cons, был настолько сумасшедшим в катании, что его замечает новая французская компания Etnies и в 1988 году выпускает его про-модель с подписью NATAS на лодыжке. Для Vans настали смутные времена и чтоб вернуться, им необходимо было серьезно подготовиться.. Ведь Airwalk спонсировали Тони Хоука, за Vision Street Wear катался Марк Энтони "Gator" Роговски, Кен Парк и Кевин Штааб.

На рубеже нового десятилетия, в 1989 году Vans возвращаются на сцену с про-моделью Стива КабальероSteve Cab's отличался замшевым верхом, мягким языком, патчем с Ollie на боку и конечно же фирменной вафельной подошвой. Поскольку скейтбординг дико прогрессировал в 90-е годы, многие райдеры вернулись к более низким силуэтам и модернизировали свои Cab'ы c помощью ножниц и изоленты. Так появились Vans Half-Cab, которые они представили в 1992 году и которые по сей день остаются одними из самых продаваемых кед Vans.

Дядюшка Стив

С началом 90-х годов скейтбординг становится все более техничным и требует низких силуэтов на монолитной подошве для лучшего контроля доски. Книга «Made for skate» именует этот период «Big Pants Small Wheels» (ну вы понимаете) и к 1993 году кеды из канваса на вулканизированной подошве уступают место более технологичным моделям из синтетики. Airwalk остаются актуальными со своими про-моделями Тони Хоука и Джейсона Ли, а так же благодаря знаменитым среди рейверов — The Airwalk One. Между тем, несколько новых компаний присоединяются к Etnies на рынке скейт-обуви. И вы конечно же знаете кто это. DC Shoes (появившиеся из Droors Clothing) презентуют модели Дэнни Вея и Роба Дирдека и eS с моделями Эрика Костона и Чада Муска.

Огромное влияние на скейт-культуру в то время оказали Beastie Boys, которые разбавили панк-рок-составляющую скейтбординга хип-хопом. Ребята выбрали Adidas Campus и Puma Clyde для обложки их третьего альбома Check Your Head. После выхода клипа на So What’Cha Want, каждый уважающий себя ребенок побежал к маме и в ближайший Stock, узнавать не завалялась ли где пара неликвидных на то время Кампусов или Клайдов. Винтажные Adidas, рубашка Phillies Blunt, мешковатые джинсы Fresh Jive и кепка Stussy — стандартный набор юного скейтера, слушающего Beastie Boys, House of Pain или Cypress Hill.

Одним из самых знаковых дизайнов десятилетия стало появление в 1993 году лоу-кат кед Etnies. Низкий силуэт нарушил все законы и стили того времени, когда хай-топы еще были популярными среди скейтеров. Высокие кроссовки могли обеспечить больше безопасности, но низкие давали больше гибкости в лодыжке. Вместе с бумом к старым низким баскетбольным силуэтам зарождается новый стиль. Вы все его прекрасно помните. Толстые шнурки, пухлые языки, широкий и низкий силуэт. Это становится новым взглядом на скейт-обувь и одной из самых интересных моделей десятилетия, олицетворяющих эти времена, становятся eS Koston 1. После которых на свет появляется вторая его про-модель, которая взрывает индустрию еще больше. Ведь это первая пара скейтерской обуви с видимым воздушным блоком в пятке, который ранее был запатентован Nike, но на момент выхода Koston 2, их эксклюзивный патент истёк. Эта модель укладывает первый кирпичик в будущее партнерство Костона и Nike SB.

В середине-конце 1990 годов на сцене основательно появляются большие бренды. К 1998 году скейтбординг становится официальным видом спорта и многие компании желают заработать на его популярности. Nike всегда был связан с культурой, благодаря своим баскетбольным кроссовкам. В Европе скейтеры предпочитали Adidas Handball и Nizza. Ну а Converse имели связь с катанием благодаря Pro Leather и Weapon которые носил Rodney Mullen. Все эти компании слишком сильно старались придумать новые стили для скейтбординга и были отвергнуты сообществом.. Это заставило их перегруппироваться и понять, что придерживаться классических силуэтов было лучшим вариантом для движения вперед. Nike приняли отказ скейт-сообщества очень близко к сердцу и к 2001 году возвращаются на рынок с тяжелой артиллерией в виде Nike SB.

На рубеже нового тысячелетия специализированные бренды, такие как Lakai и Circa, все так же выпускали качественную обувь для скейтбординга. Но Nike были готовы вернуться с совершенно новым подходом. Первые Nike Dunk Retro's были выпущены в 1998 году в нескольких оригинальных цветах, но к 2000 году на рынке появляется лоу-топ модель, известная как Pro-B. Это укороченный силуэт оригинальных Dunk's с очень мягким языком. Не было никакого специального маркетинга для этой модели, но она очень быстро становится популярной в Нью-Йорке и Токио, где доминирует культура кроссовок.

Однажды в 2002 году в Нью-Йоркском магазине Supreme появляется несколько таинственных пар обуви. Это NikeЭто Dunk. Помеченные ярлычком SB. Полностью чёрные от Джино Януччи, бело-голубые от Ричарда Малдера, бежевые от Риза Форбса и модель Дэнни Сапа в фирменной расцветке NY Knicks. Ограниченная серия, свежесть. Внезапно их стоимость взлетает до нескольких сотен долларов на eBay. Nike вернулись к тому, что сделало их популярными среди скейтеров — классические баскетбольные силуэты в необычных и редких цветовых сочетаниях. С возросшей популярностью на ретро-сникеры 80-х это становится очень правильным решением для компании и навсегда возвращает Nike на карту скейтбординга.

Nike Dunk проложили путь для новы[ моделей SB, таких как E-CueURL и первой про-модели Пола Родригеса, известную как P-Rod. Nike смогли укрепить свою позицию в мире скейтбординга за счет значимого спонсорства райдеров и мероприятий, большого охвата аудитории и известным лайфстайл коллаборациям. Некоторые коллабы, например металлические Lucky Dunk'sили Dinosaur Jr. показали таким компаниям как Supra интересный путь развития и дали дорогу в мир скейтбординга. Supra была основана скейтерами и обладала моделями с футуристическими силуэтами, которые провели линию между баскетбольной обувью, скейтбордингом и космическими исследованиями.

Эволюция скейтбординга традиционно уходит корнями в дух приключений, творчества и решимости. «Do-it-yourself» менталитет складывался на протяжении десятилетий. От самодельных досок и квотеров, до кастомизации кед при помощи маркеров, скотча и ножниц.

Кто знает, в каком направлении в будущем будет развиваться обувь для скейтбординга — vulcanized, cup-sole, lunar technology, higher, lower, fatter, slimmer, suede, canvas, leather? Какие бренды будут выбирать? Скейтовые EmericaLakaiDVS? Или спортивных тяжеловесов NikeNew Balance и Adidas? А может классические Vans? Ищите ли вы неубиваемую пару обуви или ту, в которой будете контролить и чувствовать доску, или просто обувь для повседневной жизни — теперь вы знаете историю этих брендов и сможете выбрать именно то, что вам больше всего импонирует и будет приносить радость каждый день.

 

Ваш КОТАЛИТИ.