Кому доступна закрытая беспроводная сеть в школе. Интернет в школе — как он защищен

Главная / Интернет

МОУ Кудиновская средняя общеобразовательная школа

ПРОЕКТ

"ШКОЛА - ЗОНА КОМФОРТНОГО Wi-Fi"

Выполнила: Агзамова Татьяна

ученица 9 "а" класса

Руководитель:

Петкевич А.М.

учитель информатики

С.Кудиново, 2016

Введение

Сегодня трудно представить современную школу без доступа к интернету, и за последние годы интернет стал значительно доступнее, а пользоваться им стало удобнее.

Современные школьники – народ продвинутый, как ни крути. У каждого второго ученика (в том числе в начальной школе) есть мало-мальски приличный телефон с выходом в интернет, многофункциональный планшет, а то и навороченный нетбук. Дети активно пользуются интернетом: там и ответ на сложный вопрос из домашнего задания найти можно, и скачать реферат на заданную тему, ну а о разного рода "игрушках" в Сети и говорить не приходится.

Неоценимый вклад в комфортность использования всемирной сетью внесло появление и широкое распространение доступа через Wi-Fi, ведь благодаря этой технологии стало возможно пользоваться быстрым интернетом, не связывая себя проводами, что особенно актуально для мобильных устройств, которыми обеспечено все большее количество учащихся в школе.

Однако, поможет ли Wi-Fi учебному процессу? Интернет дает школам возможность для использования всех возможностей интерактивного обучения. Видеоролик может заменить скучный рассказ с демонстрацией слайдов. Презентация, запущенная одновременно на многих устройствах, даст возможность сосредоточиться на фиксации своих мыслей, а не только на копировании речи учителя. Тестовые задания, выполняемые on-line на сайтах, дают возможность быстро проверить свои знания. Доступ к сети с помощью Wi-Fi позволяет решать всеми учащимися образовательные задачи на уроках с использованием нетбуков и планшетов.

Наблюдения за учащимися показывают, что они зачастую проводят перемены с мобильными устройствами в руках. Старшеклассники слушают музыку, просматривают странички на различных сайтах, более младшие подростки – играют в игры. Среди учащихся, «отдыхающих в телефоне», есть группа ребят, которые пользуются беспроводным интернетом. Учитывая, что дочки доступа находятся в отдельных кабинетах, то можно видеть, как кучки подростков сосредотачиваются у этих кабинетах, мешая учителям и другим учащимся.

Для обеспечения более комфортных условий для учащихся и педагогов мною был разработан проект «Школа – зона комфортного Wi -Fi ».

Целью данной работы является создание комфортной зоны для использования Wi-Fi в школе.

Задачи :

    Выяснение, что такое Wi-Fi

    Проведение опроса среди учащихся и педагогов об использовании беспроводного интернета.

    Создание в школе зоны комфортного Wi-Fi

Гипотеза: комфортная зона Wi-Fi в школе поможет реализовать коммуникативные и познавательные потребности

Этапы работы над проектом:

    Теоретическое изучение Wi-Fi

    Изучение влияния Wi - Fi на здоровье

    Анализ использования школьного Wi - Fi . Проведение анкетирования среди учащихся и педагогов

    Разработка символики «Школа – зона комфортного Wi - Fi »

    Разработка правил пользования комфортной зоны

    Расчет финансовых вложений

    Анализ возможных рисков

Методы исследования :

    анализ литературы

    анкетирование

    обобщение материала

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что не все школьники знают, что такое Wi - Fi , возможно, моя работа сможет помочь им в этом.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что данный проект может быть реализован в школе силами учащихся, а сама комфортная хона будет способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей.

Что такое Wi-Fi?

XXI век – эпоха информационного общества. Компьютерные технологии уверенно внедряются в нашу жизнь. Развитие технических средств, компьютерных, информационных технологий, средств визуализации информации, с одной стороны и происходящие в современном образовании перемены, новые подходы, теоретические и практические достижения в педагогике - с другой стороны, позволяют утверждать, что назрела необходимость в формировании новой культуры работы с учебной информацией.

Идея вполне понятна: раз уж учебные заведения и так подключены к Сети, необходимо сделать эту услугу доступной не только в классах информатики. При том, что 3-4G доступ в Интернет по карману далеко не всем учащимся (400-500 руб. в месяц для USB-модема или интернет-планшета), полезные данные в Сети они всё-таки должны находить. Не секрет, что во многих учебных заведениях даже крупных городов страны сигнал 3-4G сетей от операторов связи - весьма слабый. Мешают стены, да относительно слабая емкость сотовых сетей, которые выделены под передачу данных.

Считается, что помочь в этом может, покрытие всего школьного пространства зоной Wi-Fi. Для начала давайте определим, что же такое Wi-Fi?

Термин «Wi-Fi» изначально был придуман как игра слов для привлечения внимания потребителя «намеком» на ( High Fidelity - высокая точность). Несмотря на то, что поначалу в некоторых пресс-релизах WECA фигурировало словосочетание «Wireless Fidelity» («беспроводная точность»), на данный момент от такой формулировки отказались, и термин «Wi-Fi» никак не расшифровывается.

На заре эпохи домашнего интернета массивы проводов каждый прятал как мог. Их «вшивали» в плинтус, крепили по периметру стены, запаковывали в пакеты от пыли. В компьютерных столах даже отверстия специальные были для протяжки сетевого кабеля. Но с популяризацией беспроводных технологий Wi-Fi необходимость «шифрования» кабелей пропала.

Wi-Fi (Wireless Fidelity) – это не интернет как таковой, а формат беспроводной передачи цифровых данных. Говоря другим языком – это простой и доступный способ установить связь между устройствами, оснащенными специальными радиомодулями (ноутбуком или другим устройством, оснащённым связью Wi-Fi) и всемирной сетью Интернет, не используя при этом проводов, розеток, городских телефонов и им подобные устаревшие устройства . Модули Вай-Фай устанавливаются на львиную долю производимой сегодня электроники и техники. Так, изначально ими комплектовались только носимые компьютеры, мобильные телефоны и наладонники, но с недавних пор возможность поддерживать связь с глобальной сетью и другими устройствами есть у фотоаппаратов, принтеров и даже мультиварок.

В зоне Wi-Fi связь устанавливается сразу – стоит только включить компьютер.

О
бязательным атрибутом для выхода в сеть посредством Wi-Fi является точка доступа. По обыкновению в этой роли выступает маршрутизатор – устройство, внешне напоминающее компактную коробочку с антеннами и набором типовых гнезд для подключения проводного интернета. Сама «коробочка» связана с интернетом через провод витой пары, а через антенны она «раздает» принимаемые из сети данные и передает в сеть данные, передаваемые с подключенных «по воздуху» устройств.

Впервые о том, что такое Wi-Fi заговорили в 1991 году, когда стандарты только тестировались. Он был изобретен В. Хейзом, в Нидерландах и предназначался для оснащения связью торговых секторов. Широкую популярность беспроводные технологии обрели только ближе к 2010 году.

Благодаря своей быстрой окупаемости Wi-Fi быстро проник в аэропорты, офисы, государственные учреждения, кафе, бары, гостиницы.

В нашей стране продолжает набирать обороты программа всеобщей компьютеризации и как следствие, все больше школ оснащают зонами Wi-Fi, в том числе и наша. Искренне надеясь, что это поможет ребятам в образовательном процессе, обеспечит доступ к полезной и интересной информации прямо из стен учебного заведения. Сейчас масса возможностей, которыми можно воспользоваться при наличии глобальной сети: обратиться к электронным библиотекам, зайти на сайт нужного учреждения, обменяться ссылками, файлами.

Влияние Wi-Fi на здоровье человека

Это устройство излучает низкочастотные волны равные 2,4 Гц. Следовательно, ученые задались вопросом – насколько серьезным может быть вред от Wi-Fi для людей, находящихся в его радиусе действия? Ответ был получен американскими учеными, которые выявили, что радиоволны частотой 0,5-2,4 Гц отрицательно влияют на человека. В первую очередь, идет мощная атака на нервную систему. Особенно вреден Wi-Fi для растущего организма. В США, а затем и в Великобритании ввели запрет на Wi-Fi в школах и дошкольных учреждениях, так как он наносит вред молодому организму.

Важно понимать, что влияние радиоволн, которые излучают точки доступа широкополосного доступа в интернет, в настоящий момент изучено не до конца. Стоит отметить, что ВОЗ не исключает возможности использования сети Wi-Fi в общеобразовательных учреждениях. Речь идет о том, что вред может нанести установка большого количества точек доступа на сравнительно малой территории. Многие жители России и стран ближнего зарубежья активно используют технологию беспроводного подключения к сети интернет дома и на работе. Представители Минобрнауки РФ утверждают, что вред беспроводных сетей сильно преувеличен. Основной акцент в данном случае делается на тот факт, что все устройства, устанавливаемые в школах и других учебных учреждениях, имеют соответствующие сертификаты безопасности. Согласно данным последних исследований, уровень воздействия точек доступа Wi-Fi значительно ниже в сравнении с излучениями от мобильных телефонах. Тем не менее, в ряде других стран всерьез задумалось о введении запрета на массовое использование технологии Wi-Fi в школах, детских садах и местах обеспечения детского досуга.

Проблемы со здоровьем от применения Wi-Fi ещё не всплыли наружу. Однако, это не является поводом для того, что проводить на себе эксперименты и говорить о полной его безвредности.

Агентство здравоохранения отмечает: человек, который проведет в зоне действия Wi-Fi целый год, облучится примерно таким же количеством радиоволн, как при 20-минутном разговоре по мобильному телефону.

По словам родителей школьников одного из городов Канады, с появлением в школах беспроводного Интернета у их детей появились недомогания, к которым можно отнести: зуд, бессонницу, нарушения памяти, головные боли, нарушения сердцебиения, головокружение.

Требования об отключении WI -FI поступили от родителей учащихся четырнадцати школ Онтарио. По их словам, ухудшение самочувствия детей начались именно с момента развертывания в учебных заведениях беспроводных сетей WI -FI . В подтверждение правильности своих выводов и наличия зависимости ухудшения здоровья школьников от работы беспроводных сетей, в заявлении говорится о том, что в выходные дни, когда дети освобождены от посещения учебных заведений, их состоянии значительно улучшается и вышеописанных недомоганий у них не наблюдается.

Несмотря на намерения некоторых семей перевести своих чад в другие школы, руководство упомянутых заведений никак не отреагировало на происходящее, и демонтировать оборудование WI -FI отказалось.

Тем временем американские ученые, проводившие исследования в области влияния на организм человека излучений на частоте сравнимой с частотой WI -FI , не исключают возможности негативного влияния того самого излучения на самочувствие и здоровье человека. И хотя утверждать со стопроцентной вероятностью о негативном воздействии сетей WI -FI на здоровье еще рано (для полномасштабных исследований требуется намного больше времени), некоторые учебные заведения Америки уже приняли решение об отключении WI -FI и переходе на проводные сети.

Но это в Америке, а в России продолжает набирать обороты программа всеобщей компьютеризации и как следствие, всё больше школ оснащают зонами Wi-Fi.

Анализ использования школьного Wi-Fi

Для получения более полной картины использования Wi - Fi в нашей школе мною было проведено анкетирование, в котором приняли участие 50 учащихся и 15 педагогов (Приложение 1, Приложение 2)

Теоретический анализ результатов анкетирования позволил сделать неутешительные выводы о том, что большинство учащихся, принявших участие в анкетировании, используют школьный Wi-Fi не для образовательных целей. В то же время педагоги используют школьный Wi-Fi в связи с отсутствием в их кабинетах проводного соединения.

Применив математический и статистический методы, я проанализировала ответы учащихся и педагогов на вопросы анкеты. Данная работа относится к теоретическим исследованиям, и практическая значимость ее в том, что она показывает реальные данные об использовании школьного Wi-Fi.

Исследования, проведенные мной среди учащихся 5 – 11 классов нашей школы показали, что из 50 респондентов более половины пользуются школьным Wi-Fi, в то время как 27% (4 человека) из учителей.


При выяснении, для каких целей они его используют, оказалось, что 62% опрошенных используют его для просмотра различных веб-страниц, 25 % – скачивают информацию, 13% – проводят время в on-line играх. Стоит отметить, что учащиеся, использовали бы доступ для общения в социальных сетях, если бы не контент-фильтрация. Больше всего скачивают информацию 10 и 11 классы, наиболее увлечены играми 5-7 классы Педагоги же используют его для работы: подготовки к урокам, скачивание информаций, просмотр демонстраций и т.п.




При проведении анкетирования выяснилось, что в домашних условиях подключение к сети интернет при помощи Wi-Fi используют 56% учащихся и 27% учителей, проводной интернет у 34% ребят и 67% педагогов, используют модемы сотовых операторов лишь 10% учащихся и 6% учителей. Также отмечается, что дома есть все способы подключения.

Отвечая на вопрос о предпочтениях, подключения к сети интернет, 68% хотели бы подключаться с помощью Wi-Fi, 24% учащихся ответили, что им больше нравится проводной интернет из-за стабильности связи, а 8 % – выбрали модемы сотовых операторов (3-G, 4-G).

На вопрос о преимуществах Wi-Fi над другими видами интернета 76% учащихся отметили бесплатную точку доступа, 24% - удобство в использовании, когда же все учителя отметили удобство.

Многие учащиеся используют школьный Wi-Fi для разных целей, но не все понимают, что же такое Wi-Fi. 15% опрошенных, честно признались в том, что не могут сказать, что такое Wi-Fi. К сожалению, 45% респондентов уверены в том, что Wi-Fi – это бесплатный интернет и лишь 40% ответили, что это беспроводная точка доступа в интернет.


96% учащихся отмечают, что хотели бы, чтобы в школе была оборудована специальная зона для комфортного доступа.

П
осле анализа результатов были рассмотрены все удобные места в школе, исходя из того, что оборудованная зона должна быть: легко доступной, безопасной и контролируемой. Была выбрана зона на первом этаже между раздевалками и составлена схема будущего комфортного уголка (Приложение 3)


Финансовое обеспечение проекта

На следующем этапе было просчитано финансовое обеспечение проекта с учетом предоставленной информации заместителя директора по административно-хозяйственной части:

Стоимость проекта можно сократить путем изготовления скамеек и столиков на уроках технологии или отказа от коврового покрытия и доски.

В школе ежегодно проводятся школьные благотворительные ярмарки, поэтому можно вырученные денежные средства пустить на реализацию проекта.

На следующем этапе работы я своим одноклассникам предложила нарисовать эмблему «Школы – зоны комфортного Wi - Fi ». (Приложение 4), были также разработаны Правила пользования комфортной зоной. (Приложение 5)

Заключение

Wi - Fi в современной школе необходим как для педагогов, так и для учащихся. Он позволяет сразу же найти необходимую информацию в сети, не прибегая к стационарным компьютерам.

Важно понимать, что влияние радиоволн, которые излучают точки доступа широкополосного доступа в интернет, в настоящий момент изучено не до конца. Поэтому не стоит много времени проводить в зонах Wi - Fi . То есть использовать точки доступа разумно.

Комфортная зона Wi-Fi поможет ребятам в образовательном процессе, обеспечит доступ к полезной и интересной информации прямо из стен учебного заведения. Учащиеся, пользующиеся зоной, смогут удобно общаться, обсуждать необходимую информацию.

Приложение 1

Анкета для учащихся:

    нет.

    скачиваете информацию;

    играете в on-line игры;

    общаетесь в соц.сетях;

    другое.

    1. Wi-Fi;

  1. проводной;

    Wi-Fi;

    проводной;

    модемы сотовых операторов (3-G, 4-G)

5. Какие преимущества Wi-Fi над другими видами интернета Вы выбрали бы, как ключевые:

    бесплатная точка доступа

    удобен в использовании

    это практично

    другое

6. Что такое Wi -Fi c Вашей точки зрения?

7.Хотели бы Вы, чтобы в школе была оборудована специальная зона Wi-Fi

    нет.

Приложение 2

Анкета для педагогов:

1. Пользуетесь ли Вы школьным Wi-Fi?

    нет.

2. Если да, то для чего Вы используете школьный Wi-Fi?

    скачиваете информацию;

    проводите on-line тестирование;

    готовитесь к урокам;

    другое.

3. Какой у Вас дома интернет?

    Wi-Fi

    проводной;

    модемы сотовых операторов (3-G, 4-G)

4. Какой способ подключения к сети интернет Вы предпочитаете?

    Wi-Fi;

    проводной;

    модемы сотовых операторов (3-G, 4-G)

5. Хотели бы Вы, чтобы в школе была оборудована специальная зона Wi-Fi

    нет.

Приложение 3



Приложение 4

Эскизы эмблемы




Приложение 5

МОУ Кудиновская средняя общеобразовательная школа предлагают возможность пользования педагогам и учащимся беспроводной сетью Интернета. Для этого необходимо иметь мобильный телефон, нетбук или ноутбук с поддержкой Wi-Fi и находиться в специальной комфортной зоне, отмеченной знаком Wi-Fi. Пользование сетью для всех бесплатно.

Правила разработаны в соответствии с законом РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»



ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КОМФОРТНОЙ ЗОНОЙ Wi-Fi

Получение доступа к сети

    Ключ доступа к сети вывешен на специальном стенде с информацией.

    Доступ к сети осуществляется в будничные дни на переменах с 9.15 до 15.30. В урочное время доступ возможен отдельным учащимся (класса) после согласования с администрацией школы

    Выход в Интернет контролируется встроенной контент-фильтрацией.

    Учитель информатики отключает точку доступа на время уроков и после урочное время.

    Дежурный класс осуществляет контроль за дисциплиной в комфортной зоне.

    Педагоги школы не оказывает услуг по настройке оборудования пользователей .

Порядок пользования сетью

    Пользователи самостоятельно отвечают за защиту своего оборудования от вирусов, шпионских программ и прочих угроз.

    Пользователям запрещается осуществлять действия, направленные на нарушение работы сетью, оборудования других пользователей и т.д.

    Запрещено использование Интернета для просмотра и скачивания вредоносных программ, компьютерных игр и любых материалов, противоречащих законодательству Российской Федерации.

    Запрещено использование сети в урочное время.

    Запрещено нарушать правила внутреннего распорядка, дисциплину.

Куда дети могут попасть через школьный wi-fi?

Интернетизация школ - это уже не только подключение ко Всемирной сети компьютеров на партах. Многие школы (в первую очередь, конечно, столичные) делают свои площади «территорией открытого wi-fi», где в Интернет может войти любой ученик со своего смартфона или планшета.

«МК» выяснил, кто отвечает и как обеспечивает безопасность школьного Интернета, оберегая детей от порно, педофилов, сектантов, экстремистов и прочей нечисти.

В Департаменте информационных технологий Москвы нам рассказали, что в столице уже около 1500 школ имеют внутренние wi-fi-сети. На сегодняшний день защита школьников от вредной интернет-информации лежит на плечах учебного заведения. От какой информации нужно оберегать детей - прописано в «Методических рекомендациях по ограничению доступа обучающихся к сети Интернет», разосланных Минобрнаукой по школам в 2014 году.

В школах нашего комплекса везде есть проводной Интернет, а в здании на Большой Академической - даже так называемый «бесшовный вай-фай». Сетью покрыта вся территория, и ученики могут ею пользоваться свободно при помощи своих смартфоном и планшетов, - говорит директор гимназии №1579 Инна Маевская. - Мы не мешаем нашим ученикам свободно пользоваться им - следим только, чтобы дети не тыкали в экраны прямо на уроке. И это, разумеется, безопасный Интернет!

Безопасность школьного Интернета начинается с компании-провайдера, которая обеспечивает школе доступ в Сеть. Первый рубеж обороны - фильтрация сайтов по общероссийскому запретному списку Роскомнадзора - исключает террористические, сектантские, наркоманские, суицидные и прочие ресурсы. Это делает провайдер для любых пользователей: и школ, и частных лиц, и всех прочих.

При этом обычным клиентам-гражданам не блокируется доступ к порносайтам, азартным играм и многому другому, что не нарушает закона. Но для школ все это нужно фильтровать и отсекать, - рассказал «МК» Алексей Морозов, технический директор крупной компании-провайдера, снабжающей доступом в Сеть десятки школ. - Делают это специальные программы-фильтры, которые мониторят миллионы сайтов и характеризуют их по собственным алгоритмам степени опасности для детей. Ученики на своих смартфонах и планшетах забивают в адресной строке какой-то сайт, этот запрос проходит через программу-фильтр, которая либо разрешает его открыть, либо нет.

- Это делает школа или провайдер?

Встречаются оба варианта. Важен конечный результат - защита школьников от вредной интернет-информации. А вот достигать его допустимо различными способами. Наши школы-клиенты предпочитают, чтобы программа-фильтр стояла на нашем DNS-сервере, чтобы у них голова не болела. А некоторые школы считают себя продвинутыми и получают трафик без ограничений - программы-фильтры установлены непосредственно в школе, и тамошние айтишники могут гибко их настраивать.

Для обхода фильтров популярны так называемые веб-прокси. Набрав это слово в поиске, вы увидите огромный список прокси-сайтов, через которые можно попадать на те сайты, которые закрыты. Такие хитрости пройдут в школе?

Веб-прокси, анонимайзеры, ТОР-браузер и разного рода туннельные сервисы блокированы. Но в принципе, если школьник будет перебирать одни веб-прокси за другими, не исключено, что он наткнется на работающие. Защита эффективна, но не стопроцентна.

При этом внутренний контроль над защитой позволяет школе, если нужно, снижать его строгость.

У нас, к примеру, заблокированы социальные сети - ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Инстаграм и Твиттер, - говорит руководитель IT-отдела гимназии №1576 Игорь Плужников. - Но если кому-то из преподавателей нужно что-то там найти или скачать, то мы по его просьбе легко снижаем уровень защиты на время.

Логика у разных программ-фильтров разная. Опробовав две из них, наиболее часто применяемые в школах (NetPolice и Internet Censor), мы с удивлением обнаружили, что одна из них запрещает сайт «МК», а другая - нет... Обе запретили известный сервис-переводчик Google по адресу translate.google.com - этот сервис некоторое время назад прославился тем, что интернет-пользователи обнаружили в нем скрытую, «недокументированную» функцию: он работал в качестве веб-прокси - если в поле для перевода забить заблокированный сайт, то через него он открывался. Но через другие веб-прокси обе сторожевые программы позволили открыть порноресурсы.

Впрочем, в регионах проблему фильтрации доступа в Сеть в школах решают часто по методу «белого списка». В школе местный айтишник настраивает фильтры на компьютерах или точках доступа только на пропуск сайтов (как правило, ресурсов образовательной тематики), названия которых вручную включены им в разрешенный список. Такой Интернет принципиально более безопасен, но крайне ограничен даже для чисто образовательных задач, не говоря уже о развлечениях на переменке. Ведь сайтов в списке всего несколько сотен, плюс большинство из них имеют не слишком выдающуюся информационную ценность.

К примеру, в школах Курской области используют «белый список» от местного областного комитета образования и науки.

В этом списке 1256 сайтов, большинство из которых познавательно-образовательные - посвященные школьным предметам, олимпиадам, экзаменам, поступлению в вузы, издательствам учебников и т.п., - рассказала нам Светлана Апенина, директор областного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр», созданного для внедрения новых информационно-аналитических технологий в системе образования Курской области.

Прочесав курский «белый список» по диагонали, мы нашли там немало странностей. К примеру, в нем почему-то нет Википедии, хотя имеется ее куда менее популярный российский «аналог» «Викизнание». На ресурсе о космонавтике последние новости датированы 2007 годом, непонятно для чего в список сайтов для курских школ затесались… интернет-провайдер из Ярославля, сайт по ремонту квартир и т.д. То есть очевидно, что, используя систему «белого списка», его нужно почаще освежать и расширять.

P.S. Собственно, может возникнуть резонный вопрос: зачем школе фильтровать доступ в Интернет через wi-fi, если у каждого школьника в смартфоне и планшете есть сим-карта, при помощи которой он и без вай-фая зайдет куда хочет, пусть и небесплатно. Все просто: школа обязана сделать все, что в зоне ее ответственности. За пределами этой зоны начинается ответственность родителей, которые самостоятельно должны контролировать прогулки их чада во Всемирной сети - с домашнего компьютера, смартфона или планшета. Средства домашнего и мобильного контроля и ограничения доступа есть - каждый может их использовать.

В столичных школах в этом году подключат более 20 тысяч точек доступа к беспроводному интернету, а в 2018-му их число достигнет 60 тысяч.

В Москве создадут одну из крупнейших в мире Wi-Fi-сетей для образовательных учреждений. До конца этого года доступ к беспроводному интернету появится в 646 столичных школах, а в 2018-м к Wi-Fi планируют подключить дополнительно 1125 зданий.

Как отметили в Департаменте информационных технологий города Москвы, в 2016 году в рамках пилотного проекта беспроводная сеть была развёрнута в 69 школах. Там появилось 2,3 тысячи хот-спотов — точек доступа к Wi-Fi. Это позволило обеспечить там качественную связь для проведения интерактивных уроков. В 2017-м добавится ещё 20,5 тысячи хот-спотов.

Планируется, что в 2018 году сеть будет насчитывать 60 тысяч точек беспроводного доступа к интернету в 1840 школах города. В одном здании установят в среднем 32 хот-спота. К каждой точке одновременно может подключиться до 30 устройств.

« Когда московское школьное Wi-Fi-пространство будет полностью сформировано, оно станет одной из крупнейших в мире сетей беспроводного интернета в образовательных учреждениях. Аналогичный проект по объединению нескольких тысяч школ в единое интернет-пространство есть в Турции», — рассказали в ИТ-ведомстве.

В России схожий проект с подключением к cети WI-Fi 1 600 образовательных учреждений (восемь тысяч беспроводных точек доступа) реализуется в Казани.

Сегодня во всех московских школах есть проводной широкополосный интернет. Кроме того, в каждом здании имеется две-три точки доступа к Wi-Fi. Но они не обеспечивают покрытие всех учебных помещений.

Чтобы получить доступ к сети, ученикам и учителям нужно будет ввести логины и пароли от электронного дневника (журнала).

Контент-фильтрацию обеспечит оператор связи. Сегодня эта система фильтрации уже действует во всех школах.

Сейчас никого не удивить многочисленными смартфонами, планшетниками и нетбуками у студентов и старших школьников. Это лет десять назад наличие банального КПК вызывало явно удивление у преподавателей, которые читали лекции “с бумажки”. Так будет ли способствовать эффективности образования повсеместно “разлитый” бесплатный Wi-Fi?

Бесплатный Wi-Fi должен появиться в российских ВУЗах и школах. Со временем 🙂

Вспоминая вполне позитивные итоги реализованного в 2007-м году нацпроекта “Образование”, частью которого было подключение десятков тысяч российских школ в сети Интернет на постоянной основе, могу только приветствовать новации депутатов Госдумы Михаила Дегтярёва и Ярослава Нилова: они уже второй раз пытаются обеспечить бесплатным Wi-Fi российских школьников и студентов. В осеннюю сессию 2012 года это у них не получилось, но они попробуют ещё раз. Идея вполне понятна: раз уж учебные заведения и так подключены к Сети, необходимо сделать эту услугу доступной не только в классах информатики. При том, что 3-4G доступ в Интернет по карману далеко не всем учащимся (400-500 руб. в месяц для USB-модема или интернет-планшета), полезные данные в Сети они всё-таки должны находить. И поможет этому пусть не самый скоростной, но бесплатный Wi-Fi. Благо любое современное мобильное устройство поддерживает эту технологию передачи данных. Да, сейчас бесплатный Wi-Fi есть в библиотеках многих ВУЗов, но этого явно недостаточно.

Что потребуется для всеобщего обеспечения студентов и учащихся бесплатным Wi-Fi? На среднюю школу – сотни метров Ethernet-кабеля, а также с десяток бытовых роутеров, которые можно будет настроить без особенных хлопот. Думаю, в этой ситуации с такой задачкой быстрее всего справятся сами школьники, а не учитель информатики или штатный “админ”, если он есть в школах. Для ВУЗов, конечно, понадобится побольше оборудования, поскольку корпусов там много, а Wi-Fi должен присутствовать вроде бы во всех без исключения учебных аудиториях. Правда, после установки множества точек доступа придется умощнять канал доступа в Интернет – полагаю, что как минимум раз в десять. Ибо нет ничего более сладкого, как безлимитный и бесплатный доступ в Сеть. Думаю, учебным заведениям придётся разориться на компьютер, который будет играть роль сервера – с его помощью можно будет устроить мониторинг Сети, устанавливать лимиты для пользователей по скорости и объёму трафика, а также фильтровать всевозможные торренты или загрузку, например, роликов с YouTube или видео с различных серваков, позволяющих смотреть фильмы, во время учебных занятий. Понятно, что такие хотспоты будут обязательно подключены к системам фильтрации “запрещённого контента”: так что порнуху через них будет качнуть сложновато (хотя если только формально – юные хакеры могут быстро разобраться с настройками систем).

Бесплатный Wi-Fi должен улучшить качество учебного процесса

Поможет ли бесплатный Wi-Fi учебному процессу? Это как сказать. С одной стороны, получить доступ в Сеть, пусть и на скорости 256-512 Кбит/с будет для студентов и преподавателей действительно удачей. Не секрет, что во многих учебных заведениях даже крупных городов страны сигнал 3-4G сетей от операторов связи – весьма слабый. Мешают мощные стенки да и откровенно слабая ёмкость сотовых сетей, которые выделены под передачу данных. Так что если будет бесплатный Wi-Fi, то общение в соцсетях и с помощью различных систем обмена сообщениями точно возрастёт. Полагаю, что лавинообразно. Но этот же повод даст учебным заведениям возможность для использования всех возможностей интерактивного обучения. Видеоролик сможет заменить занудный рассказ с демонстрацией слайдов. Презентация, запущенная одновременно на многих устройствах, даст возможность сосредоточиться на фиксации своих мыслей, а не на тупом копировании речи лектора. Ну а о тестовых заданиях, выполнить которые нужно будет на веб-сайте ВУЗа, и говорить нечего – сразу видно, кто и как с ними справляется. Кстати, на время экзаменов бесплатный Wi-Fi в учебных заведениях вполне может обеспечивать доступ только на внутренние ресурсы интранет-сети, не выпуская пользователей в поисковики для поиска ответов на каверзные вопросы преподавателей.

Очень может быть, что глобальных затрат бюджетных средств на бесплатный Wi-Fi в школах-ВУЗах и не потребуется – такие проекты готовы развивать операторы связи.

Выгодно такое приучение пользователей к современным технологиям связи и операторам сотовой связи. За относительно небольшие деньги они вполне легко смогут стать спонсорами “информатизации” отдельных ВУЗов и школ, чтобы “на выходе” получить лояльных пользователей, которые выберут “беспроводную мобильность” именно от той компании, которая несколько лет до их выпуска из учебного заведения обеспечивала им более-менее приличный доступ в Сеть. Если к вопросу деятельно подойдут компании “Большой тройки”, “Ростелеком”, “ТТК”, а также “ЭР-Телеком”, то проблему можно будет решить достаточно быстро. Финансирование можно предусмотреть из фонда Универсальной услуги связи: куда как полезнее будет, чем одинокие и занесённые снегом таксофоны финансировать. Может быть, кто знает, доступность скоростных каналов связи не только в учебных заведениях, но и в общежитиях ВУЗов наконец-то создаст условия для бурного роста числа технологических стартапов не только ИТ-направленности в России, даст импульс интернет-торговле, дополнительным сервисам операторов сотовой связи (например, IPTV или интерактивным многопользовательским играм).

Идея о том, что “беспроводной доступ в интернет должен быть обеспечен на всей территории высших учебных заведений 24 часа в сутки”, не нова – её обещал реализовать ещё бывший министр Минкомсвязи г-н Щёголев в 2011 году. Но – не случилось. Минкомсвязи и Минобрнауки так и не нашли времени, чтобы наладить взаимодействие с руководством ВУЗов для решения организационных и технических вопросов. Не помню я и о том, чтобы Департамент информационных технологий Москвы обеспечил точками Wi-Fi все обещанные 300 школ в городе. Кстати, нынешний министр г-н Никифоров к этому вопросу даже не возвращался в своих тезисах о развитии отрасли связи до 2018 года. А ведь реализовать тот проект можно куда как быстрее, чем проложить ВОЛС в тот же Норильск: и денег потребуется меньше, и пользы будет куда как больше.

02.03.2015

Интернетизация школ - это уже не только подключение ко Всемирной сети компьютеров на партах. Многие школы (в первую очередь, конечно, столичные) делают свои площади «территорией открытого wi-fi», где в Интернет может войти любой ученик со своего смартфона или планшета.

«МК» выяснил, кто отвечает и как обеспечивает безопасность школьного Интернета, оберегая детей от порно, педофилов, сектантов, экстремистов и прочей нечисти.

В Департаменте информационных технологий Москвы нам рассказали, что в столице уже около 1500 школ имеют внутренние wi-fi-сети. На сегодняшний день защита школьников от вредной интернет-информации лежит на плечах учебного заведения. От какой информации нужно оберегать детей - прописано в «Методических рекомендациях по ограничению доступа обучающихся к сети Интернет», разосланных Минобрнаукой по школам в 2014 году.

В школах нашего комплекса везде есть проводной Интернет, а в здании на Большой Академической - даже так называемый «бесшовный вай-фай». Сетью покрыта вся территория, и ученики могут ею пользоваться свободно при помощи своих смартфоном и планшетов, - говорит директор гимназии № 1579 Инна Маевская. - Мы не мешаем нашим ученикам свободно пользоваться им - следим только, чтобы дети не тыкали в экраны прямо на уроке. И это, разумеется, безопасный Интернет!

Безопасность школьного Интернета начинается с компании-провайдера, которая обеспечивает школе доступ в Сеть. Первый рубеж обороны - фильтрация сайтов по общероссийскому запретному списку Роскомнадзора - исключает террористические, сектантские, наркоманские, суицидные и прочие ресурсы. Это делает провайдер для любых пользователей: и школ, и частных лиц, и всех прочих.

При этом обычным клиентам-гражданам не блокируется доступ к порносайтам, азартным играм и многому другому, что не нарушает закона. Но для школ все это нужно фильтровать и отсекать, - рассказал «МК» Алексей Морозов, технический директор крупной компании-провайдера, снабжающей доступом в Сеть десятки школ. - Делают это специальные программы-фильтры, которые мониторят миллионы сайтов и характеризуют их по собственным алгоритмам степени опасности для детей. Ученики на своих смартфонах и планшетах забивают в адресной строке какой-то сайт, этот запрос проходит через программу-фильтр, которая либо разрешает его открыть, либо нет.

Это делает школа или провайдер?

Встречаются оба варианта. Важен конечный результат - защита школьников от вредной интернет-информации. А вот достигать его допустимо различными способами. Наши школы-клиенты предпочитают, чтобы программа-фильтр стояла на нашем DNS-сервере, чтобы у них голова не болела. А некоторые школы считают себя продвинутыми и получают трафик без ограничений - программы-фильтры установлены непосредственно в школе, и тамошние айтишники могут гибко их настраивать.

Для обхода фильтров популярны так называемые веб-прокси. Набрав это слово в поиске, вы увидите огромный список прокси-сайтов, через которые можно попадать на те сайты, которые закрыты. Такие хитрости пройдут в школе?

Веб-прокси, анонимайзеры, ТОР-браузер и разного рода туннельные сервисы блокированы. Но в принципе, если школьник будет перебирать одни веб-прокси за другими, не исключено, что он наткнется на работающие. Защита эффективна, но не стопроцентна.

При этом внутренний контроль над защитой позволяет школе, если нужно, снижать его строгость.

У нас, к примеру, заблокированы социальные сети - ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Инстаграм и Твиттер, - говорит руководитель IT-отдела гимназии № 1576 Игорь Плужников. - Но если кому-то из преподавателей нужно что-то там найти или скачать, то мы по его просьбе легко снижаем уровень защиты на время.

Логика у разных программ-фильтров разная. Опробовав две из них, наиболее часто применяемые в школах (NetPolice и Internet Censor), мы с удивлением обнаружили, что одна из них запрещает сайт «МК», а другая - нет... Обе запретили известный сервис-переводчик Google по адресу translate.google.com - этот сервис некоторое время назад прославился тем, что интернет-пользователи обнаружили в нем скрытую, «недокументированную» функцию: он работал в качестве веб-прокси - если в поле для перевода забить заблокированный сайт, то через него он открывался. Но через другие веб-прокси обе сторожевые программы позволили открыть порноресурсы.

Впрочем, в регионах проблему фильтрации доступа в Сеть в школах решают часто по методу «белого списка». В школе местный айтишник настраивает фильтры на компьютерах или точках доступа только на пропуск сайтов (как правило, ресурсов образовательной тематики), названия которых вручную включены им в разрешенный список. Такой Интернет принципиально более безопасен, но крайне ограничен даже для чисто образовательных задач, не говоря уже о развлечениях на переменке. Ведь сайтов в списке всего несколько сотен, плюс большинство из них имеют не слишком выдающуюся информационную ценность.

К примеру, в школах Курской области используют «белый список» от местного областного комитета образования и науки.

В этом списке 1256 сайтов, большинство из которых познавательно-образовательные - посвященные школьным предметам, олимпиадам, экзаменам, поступлению в вузы, издательствам учебников и т.п., - рассказала нам Светлана Апенина, директор областного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр», созданного для внедрения новых информационно-аналитических технологий в системе образования Курской области.

Прочесав курский «белый список» по диагонали, мы нашли там немало странностей. К примеру, в нем почему-то нет Википедии, хотя имеется ее куда менее популярный российский «аналог» «Викизнание». На ресурсе о космонавтике последние новости датированы 2007 годом, непонятно для чего в список сайтов для курских школ затесались... интернет-провайдер из Ярославля, сайт по ремонту квартир и т.д. То есть очевидно, что, используя систему «белого списка», его нужно почаще освежать и расширять.

P.S. Собственно, может возникнуть резонный вопрос: зачем школе фильтровать доступ в Интернет через wi-fi, если у каждого школьника в смартфоне и планшете есть сим-карта, при помощи которой он и без вай-фая зайдет куда хочет, пусть и небесплатно. Все просто: школа обязана сделать все, что в зоне ее ответственности. За пределами этой зоны начинается ответственность родителей, которые самостоятельно должны контролировать прогулки их чада во Всемирной сети - с домашнего компьютера, смартфона или планшета. Средства домашнего и мобильного контроля и ограничения доступа есть - каждый может их использовать.

© 2024 kotaliti.ru -- Интернет. Безопасность. Программы. Изображения. Полезные советы