Графическая работа 1. Расчетно-графическая работа по дорожному строительству

Главная / Программы

Цель работы : научиться выполнять надписи чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304-81.

Задание : на формате А3 чертежным шрифтом (тип А) по ГОСТ 2.304-81 выполнить титульный лист (пример выполнения на. рис.26 и в Приложении 1) по данным размерам:

СЕВМАШВТУЗ – шрифт №14 – прямой

Кафедра №3 – шрифт №7 – с наклоном

Инженерная графика – шрифт №7 – с наклоном

АЛЬБОМ – шрифт №14 – прямой

чертежей за I семестр – шрифт №10 – с наклоном

Студент – шрифт №7 – с наклоном

Группа – шрифт №7 – с наклоном

Преподаватель - №7 – с наклоном

Северодвинск – шрифт №7 – прямой

20…г . – шрифт №10 – с наклоном

Рис.26. Пример титульного листа.

Порядок выполнения работы:

1. На листе формата А3 (295х420 мм) вычертить рамку (тип линии сплошная основная), отступив 20 мм от левого края, 5 мм от остальных краев.

2. Тонкими линиями вычертить вспомогательную сетку в соответствии с данными в задании размерами шрифта (см. рис.21).

3. Изучить конструктивные особенности букв (рис. 22, 23,24). Выполнить надписи в соответствии с шаблоном на рис.26.

4. Стереть вспомогательную сетку. Текст обвести сплошной основной линией.

2. Построение некоторых геометрических элементов. Графическая работа №2 «геометрическое черчение»

2.1. Теоретические положения

2.1.1. Построение сопряжений

Сопряжение есть плавный переход одной линии в другую, выполненный при помощи промежуточной линии. Чаще всего промежуточной линией служит дуга окружности.

Построение сопряжений основано на следующих геометрических положениях:

а) переход окружности на прямую только тогда будет плавным, когда данная прямая является касательной к окружности (рис. 27, а). Радиус окружности, проведенный в точку касания А, перпендикулярен к касательной прямой;

б) переход в данной точке А с одной окружности на другую только тогда будет плавным, когда окружности имеют в данной точке общую касательную (рис. 27, б).

Рис. 27. Основные понятия сопряжения.

Точка касания А и центры окружностей О 1 и О 2 лежат на одной прямой. Касание называется внешним, если центры О 1 и О 2 располагаются по разные стороны от касательной (рис. 27,б), и внутренним, если центр находится по одну сторону от общей касательной (рис. 27, в).

В теории сопряжений применяются специфические термины, а именно (рис. 27, г): точка О – центр сопряжения; R – радиус сопряжения: точки А и В – точки сопряжения; дуга АВ – дуга сопряжения.

Решение задач на построение сопряжений основано на методе геометрических мест. Геометрическим местом (ГМ) центров окружности сопряжения касательной к прямой является прямая, параллельная данной и отстоящей от нее на расстоянии радиуса окружности сопряжения (рис. 28, а).

Рис. 28. Геометрические места точек

Геометрическим местом центров окружности сопряжения, касательной к сопрягаемой окружности, является окружность, радиус которой равен сумме радиусов окружности сопряжения и окружности сопрягаемой для внешнего сопряжения или разности радиусов этих окружностей для внутреннего сопряжения.

Сопряжение двух прямых

Алгоритм решения задач на построение сопряжений двух линий при заданном радиусе сопряжения может быть сформулирован следующим образом:

1). Построить геометрическое место центров окружности сопряжения для одной из сопрягаемых линий.

2). Построить аналогичное геометрическое место центров для второй сопрягаемой линии.

3). Точка пересечения построенных геометрических мест является центром сопряжения.

4). Определить точку сопряжения на первой из сопрягаемых линий.

5). Определить точку сопряжения на второй из сопрягаемых линий.

6). В границах между точками сопряжений провести дугу сопряжения.

Построение сопряжения двух прямых l 1 и l 2 дугой радиуса R (рис.29, а, б) в соответствии с приведенным выше алгоритмом, осуществляется следующим образом:

– на расстоянии, равном R, проводим ГМ 1 ,параллельно прямой l 1 (l 1 ’);

Рис. 29. Построение сопряжение двух пересекающихся прямых

– на таком же расстоянии, параллельно l 2 , проводим ГМ 2 (l 2 ’);

– в пересечении l 1 ’иl 2 ’отмечаем точку О – центр сопряжения;

– опускаем из О перпендикуляры на l 1 и l 2 . Соответственно получаем точки А и В – точки сопряжения;

– с центром в точке О радиусом R между точками А и В проводим дугу сопряжения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра "Водохозяйственное и гидротехническое строительство "

Дисциплина "Дорожное строительство "

Расчетно-графическая работа по Дорожному строительству

Санкт-Петербург

1.3.4 Видимость пути

Литература

1. Определение требуемых параметров дороги

В соответствии со СНиП 2.05.02-85* категория автомобильной дороги зависит от интенсивности движения по ней. Ожидаемая интенсивность движения в период строительства объекта зависит от количества перевозимых грузов, сроков строительства, марок транспортных средств и определяется по формуле:

Где q - количеств грузов, перевозимых на 1 млн.руб сметной стоимости строительно-монтажных работ, т; принимаются в пределах 8000-10000т;

C - сметная стоимость строительно-монтажных работ по объекту, млн.руб;

Т - срок строительства объекта, годы;

n- число рабочих дней в году;

Kпр - коэффициент использования пробега автомобиля (отношение пробега автомобиля с грузом к его общему пробегу); для условий строительства объекта Кпр=0,5-0,6;

Кгр - коэффициент использования грузоподъемности автомобиля (отношение веса груза на автомобиле к его паспортной грузоподъемности), в практических расчетах назначается Кгр=0,7…0,8);

Г - грузоподъемность автомобиля, т. Примем за расчетный автомобиль КАМАЗ-5510.

По интенсивности движения N в соответствии с приведенной в табл. 1 СНиП 2.05.02-85* классификацией автомобильных дорог определяем категорию дороги.

7349 авт/сутки

Согласно таблице 1 СНиП 2.05.02-85* дорога с расчетной интенсивностью движения 7349 авт/сутки является дорогой II категории областного значения.

1.2 Установление расчетной скорости дороги по СНиП 2.05.02-85*

1.3 Определение параметров дороги

1.3.1 Установление числа полос движения

Число полос движения определяется из сопоставления ожидаемой часовой интенсивности по дороге и пропускной способности одной полосы по формуле:

где Nч - часовая интенсивность движения, авт./час;

Nп - пропускная способность полосы движения, авт./час.

С учетом неравномерности движения в течение суток

авт./час

Пропускная способность полосы движения зависит от скорости движения автомобилей, их марки, типа и состояния покрытия.

В этом случае пропускная способность полосы движения:

Здесь v - расчетная скорость движения, км/ч;

ц - коэффициент сцепления, принимается равным 0,5, что соответствует сухому покрытию;

i - продольный уклон дороги (определяем пропускную способность полосы на горизонтальном участке, т.е. i=0);

f - коэффициент сопротивление качению (табл.1);

Длина автомобиля, м; (расчетный автомобиль КАМАЗ 5510)

Запас расстояния, равный 5-10м;

Кэ - коэффициент эксплуатационного состояния тормозов, равный 1,4.

Таблица 1 - Распределение коэффициентов сопротивления качению

Требуется 2 полосы движения.

1.3.2 Определение ширины проезжей части, полосы движения и земляного полотна

Ширина земляного полотна зависит от ширины полосы движения, количества полос и от ширины обочины.

Значения ширины полосы движения, проезжей части, обочины и земляного полотна запишем в таблицу 3.

1.3.3 Определение наименьших радиусов кривых в плане

Наименьший радиус кривой в плане, при котором возможно применение двускатного профиля при данной расчетной скорости движения определяем по формуле:

При назначении радиусов поворота, меньших Rн, необходимо предусматривать устройство виража. Это наименьшее значение радиуса поворота автомобильной дороги с виражом вычисляется по формуле:

Коэффициент сцепления колеса с дорогой в поперечном направлении, равен 0,1 - 0,15;

Поперечный уклон проезжей части (табл. 2);

Уклон виража (СНиП 2.05.02-85*, п. 4.17).

Таблица 2. - Значения поперечного уклона в зависимости от типа дорожного покрытия

При устройстве виража длина отгона L определяется по выражению:

где b - ширина проезжей части, м;

Дополнительный продольный уклон отгона виража (5‰)

1.3.4 Видимость пути

Для обеспечения безопасности движения с расчетной скоростью водитель должен видеть дорогу на определенном расстоянии, которое равно

где, м - путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя, принимаемое равным 1 сек; - длина тормозного пути

= 5- 10 м -- запас расстояния.

На дорогах с одной полосой движения водители автомобилей должны видеть дорогу на еще большем расстоянии. Оно называется расстоянием видимости встречного автомобиля и вычисляется по формуле

Данные расчеты не удовлетворяют требованиям СНиП 2.05.02-85*, поэтому при проектировании дороги будем руководствоваться значениями наименьшего расстояния видимости из табл. 10 СНиП 2.05.02-85*, которые равны 250м и 450м для остановки и встречного автомобиля соответственно.

1.3.5 Определение наименьших радиусов вертикальных кривых

Наименьший радиус выпуклой кривой устанавливается из условия видимости дороги:

где d= 1,2 м -- высота луча зрения водителя над поверхностью дороги.

Наименьший радиус вогнутой кривой определяется из условия ограничения величины центробежной силы:

где v -- расчетная скорость движения, км/час.

Данные расчеты не удовлетворяют требованиям СНиП 2.05.02-85*, поэтому при проектировании дороги будем руководствоваться значениями наименьших радиусов кривых в продольном профиле из табл. 10 СНиП 2.05.02-85*, которые равны 15 000м и 5000м для выпуклых и вогнутых кривых соответственно.

1.3.6 Определение уширения проезжей части на кривых

Величина уширения устанавливается для принятых в проекте радиусов поворота.

При движении по кривой ширина проезжей части, занимаемой автомобилем, увеличивается (рис. 4). Из геометрических соображений уширение одной полосы движения

где L -- расстояние между задней осью и передним бампером расчетного автомобиля (см. П-1 метод. указаний); R -- радиус кривой, принятый в проекте - 800м (согласно табл. 10 СНиП 2.05.02-85*)

Учет зависящих от скорости движения отклонений автомобиля средней траектории производится по эмпирической формуле

Полная величина уширения

При двухполосном движении величина е П в два раза больше согласно п.4.19 СНиП 2.05.02-85*, и в данном случае равна 0,5м

1.3.7 Определение максимального продольного уклона дороги

Максимальный продольный уклон i mах устанавливается по условиям сцепления ведущих колес автомобиля с покрытием при трогании с места и по мощности двигателя по формулам, выведенным из уравнения движения автомобиля и автопоезда.

По условиям сцепления при трогании с места:

-- для одиночных машин

f - коэффициент сопротивления качению, принимается для дорог I и II категории 0,01 - 0,02, III и IV категории - 0,015 - 0,025;

г -- коэффициент сцепного веса -- отношение веса, приходящегося на ведущие оси ко всему весу автомобиля (для грузовых автомобилей г = 0,65-0,75);

ц - коэффициент сцепления колеса с покрытием (ц =0,5);

j -- коэффициент сопротивления инерции,

где а -- ускорение, принимаемое в расчетах равным 0,3--0,5 м/сек2;

g -- ускорение силы тяжести;

Коэффициент, учитывающий инерцию вращающихся частей автомобиля. автомобильный дорога строительство груз

Для грузовых машин

1,0+0,06К = 4,67,

где К - передаточное число в коробке скоростей расчетного автомобиля = 7,82 (табл. П-1 указаний).

При проектировании автомобильной дороги продольный уклон не должен превосходить наименьшего из определенных по формулам. Сравниваем полученный уклон с уклоном из п. 4.20 СНиП 2.05.02-85* и заносим данные в табл. 3 пояснительной записки.

Таблица 3. - Технические параметры автомобильной дороги

Наименование параметров

Значение параметров

по расчету

Принятое в проекте

Основная расчетная скорость движения, км/ч

Не определяется

Число полос движения, шт

Ширина полосы движения, м

Не определяется

Ширина проезжей части, м

Не определяется

Ширина обочины, м

Не определяется

Ширина земполотна, м

Не определяется

Наименьшие радиусы кривых в плане, м:

Без устройства виража

С устройством виража

Не определяется

Расстояния видимости, м:

Поверхности дороги

Встречного автомобиля

Наименьшие радиусы вертикальных кривых, м

Выпуклых

Вогнутых

Величина уширения проезжей части, м

Не нормируется

Наибольший продольный уклон, ‰

Не нормируется

асфальтобетон

асфальтобетон

2. Проектирование продольного профиля земляного полотна, водоотвода

2.1 Проектирование продольного профиля

Продольный профиль содержит линию поверхности земли (черный профиль), рельеф местности по оси дороги, грунтовый и проектную линию (красный профиль). В целом продольный профиль характеризует геологические условия и высотное положение бровки земляного полотна. Высотное положение бровки относительно линии поверхности земли, оцениваемое рабочими отметками, в решающей мере определяет эксплуатационные, прочностные и экономические показатели дороги, а также ее долговечность. Для получения оптимальных результатов при проектировании продольного профиля должны быть обеспечены:

Необходимые условия для движения автомобилей и экономически эффективной работы автотранспорта;

Плавность и безопасность движения автомобилей, достигающих расчетной скорости;

Устойчивость, надежность и долговечность дороги;

Бесперебойное функционирование дороги;

Экономичность строительства дороги.

Необходимые эксплуатационные условия обеспечиваются путем прокладывания проектной линии с пологими продольными уклонами.

СНиП 2-05.02-85* рекомендует применять уклоны до 30%о. При экономической нецелесообразности выполнения этой рекомендации из-за рельефа местности, допускается применять продольные уклоны, не превышающие следующих максимальных значений: при категории дороги категории II - 40%о.

Плавность движения автомобилей достигается вписыванием в переломы проектной линии круговых вертикальных кривых, а безопасность - назначением таких радиусов вертикальных кривых, которые обеспечивают расчетные расстояния видимости (на выпуклых переломах) и ограничивают центробежную силу в пределах 5% от веса автомобиля (на вогнутых переломах). Вертикальные кривые необходимо вписывать в переломы, где алгебраическая разность смежных уклонов Дi равна или превышает на дорогах I-II категории - 5%. Подъемы считаются положительными уклонами, спуски отрицательными. Величина Дi на переломах попутных уклонов (два подъема или спуска) определяется как разность сопрягаемых уклонов, а на переломах встречных уклонов (спуск и подъем, подъем и спуск)- как их сумма.

Наименьшие значения параметров продольного профиля, при которых еще обеспечиваются плавность и безопасность движения автомобилей, приведены в таблице 10 СНиП. В проектах следует стремиться к применению возможно больших значений параметров - это повышает удобство и безопасность движения.

2.2 Требования к проектированию кюветов

На вертикальных кривых кюветы повторяют реальное круговое очертание бровки земляного полотна. Проектирование кюветов производится в такой последовательности:

1. по величинам рабочих отметок устанавливаются места, где необходимо устройство кюветов.

2. задается уклон дна кювета и тип укрепления;

3. на чертеж вчерне наносится линия дна кювета;

4. аналитически определяется расстояние от ближайшего пикета до точек с нулевыми рабочими отметками и до точек пересечения дна кювета с черным профилем (для этого необходимо рассмотреть получившуюся на чертеже геометрическую фигуру: треугольник или трапецию, а так же составить и решить соответствующую пропорцию);

5. указываются проектные отметки дна кювета на всех его переломах, на пикетах и в местах выхода на поверхность;

6. записываются проектные уклоны кюветов;

7. указываются расстояния между переломами и производится привязка к пикетажу точек начала и конца кювета, а также точек с нулевыми отметками;

8. выполняется проверка вычислений (отметки дна кюветов в местах выхода на поверхность должны соответствовать отметкам земли; разность между проектными отметками бровки земляного полотна и проектными отметками дна кювета должна быть равной принятой глубине кювета; кроме того, в соответствии должны находиться указанные расстояния, уклоны и отметки);

9. производится окончательное оформление чертежа и соответствующих граф. Проектные данные, относящиеся к кюветам, проставляются красным цветом.

2.3 Конструкция дорожной одежды

Дорожная одежда является наиболее ответственным элементом, поэтому от правильного ее проектирования зависят как прочность и долговечность, так и общая стоимость дороги. Нежесткими называются одежды, слои которых либо не обладают сопротивлением изгибу, либо обладают им в малой степени. К ним относятся асфальтобетонные, щебеночные (с обработкой или без нее), гравийные, цементогрунтовые, грунтогравийные и подобные им одежды. Проектирование и расчет нежестких одежд производится в соответствии с Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа ВСН 46-83.

При конструировании нежесткой одежды необходимо:

Учесть назначение дороги, ее категорию, состав и интенсивность движения, удельное давление на покрытие и размер отпечатков пневматиков автомобилей, климатические и грунтово-гидрогеологические условия строительства, наличие дорожно-строительных материалов и их расчетные параметры;

Установить материал основания, а также необходимость введения в конструкцию морозозащитных и дренирующих слоев;

Принять минимальную толщину конструктивных слоев по технологическим требованиям.

Проектирование нежестких одежд заключается в:

1. В выборе материалов конструктивных слоев,

2. Назначении числа этих слоев,

3. Размещении их в конструкции,

4. Определение толщины каждого слоя на основе прочностных расчетов,

5. Расчетов на морозоустойчивость.

Из табл. 25 СНиП выбираем усовершенствованное капитальное покрытие из асфальтобетонной смеси, укладываемое в теплом состоянии. Из методических указаний рис.24 выбираем асфальтобетонное покрытие на щебеночном основании.

Конструкция дорожной одежды

3. Гидравлический расчет водопропускных сооружений

3.1 Гидравлический расчет трубы

Гидравлический расчет трубы включает в себя определение:

Диаметра трубы и типа укрепления русла;

Высоты подпора воды и высоты насыпи над трубой;

Длины трубы.

Расчет безнапорных труб производится по табл. П-15, которая составлена из условия, что трубы имеют уклоны, не менее критического i кр. Практически трубы укладываются по уклону местности. Так как он меньше критического более чем в 2 раза, то надо увеличить подпор Н , полученный по таблице, на величину:

22,3*(0,006-0)=0,13 м

где l -- длина трубы, м; i 0 -- уклон трубы.

По заданному расчетному расходу для определения диаметра трубы Qр=2,4 м3/с и типу оголовка I по табл. П-15 методических указаний определяем высоту напора воды перед трубой Н , скорость протекания воды в трубе v и диаметр трубы d .

H =1,27м, v =2,47м/с при d =1,5м, оголовок трубы раструбный .

По скорости протекания воды (Табл.П-16 методических указаний) назначаем укрепление русла типа каменной наброски из булыжного или рваного камня .

Для определения высоты насыпи над трубой Н нас следует руководствоваться указанием СНиП 2.05.03.84* табл. 1.

Кроме того, высота насыпи должна обеспечивать размещение над трубой дорожной одежды.

H нас = d + h до + 0,5=1,5+0,68+0,5=2,68 м.

Примерная длина трубы может быть определена по выражению:

l = B + 2mH нас=15+2*1,5*2,68=23,04м,

где B - ширина земляного полотна, м; m - коэффициент крутизны откоса насыпи, равный 1,5.

Из таблицы П-17 находим:

Толщину звена = 0,14м,

Длину оголовка = 2,74м.

3.2 Расчет отверстия малого моста

Расчет отверстия малого моста ведется в такой последовательности:

Определяется бытовая глубина протекания воды в нестесненном русле водотока;

Устанавливается схема протекания воды под мостом;

Определяется величина отверстия моста;

Уточняются расчетные данные применительно к типовым размерам малых мостов.

3.2.1 Определение бытовой глубины

Принимаются к расчету следующие данные: расчетный расход Q р = 15,0 м 3 /с; i 1 = 0,100; i 2 = 0,060; уклон русла i р = 0,007; задаем h б =0,95 м. Определяем площадь живого сечения, смоченный периметр р и гидравлический радиус R:

где - уклон русла.

где - русловой коэффициент, устанавливаемый по табл.; y=0,25 - показатель степени. Зная площадь сечения и скорость в бытовых условиях, находим расход:

Полученный расход Q сравниваем с расчетным Q p . При отличии Q от Q p менее 10% принимаем назначенную бытовую глубину и скорость за действительные:

Полученный расход отличается от расчетного на 3,6%.

3.2.2 Установление схемы протекания воды под мостом

Для установления схемы протекания воды под мостом необходимо знать критическую глубину потока:

где - скорость потока, при которой не размывается грунт или укрепление русла - каменная наброска из булыжного камня;

g=9,8 - ускорение силы тяжести.

Так как, то истечение свободное и водослив незатопленный.

3.2.3 Определение величины отверстия моста

При свободном истечении отверстие моста на уровне свободной поверхности определяют по формуле:

где =0,9 - коэффициент сжатия потока, зависящий от формы устоев.

Полученную величину округляем до типового размера.

3.2.4 Уточнение расчетных данных

Определим фактическую скорость под мостом:

Определим глубину потока под мостом:

Глубина потока перед сооружением:

где - коэффициент скорости, зависящий от формы опор.

3.2.5 Определение высоты и длины моста

Наименьшая высота моста находится по выражению:

где Z=0,75 - наименьшее возвышение низа пролетного строения над ГВВ;

K=0,96 - конструктивная высота моста.

Длину моста находим по формуле:

где B = 7,5 - отверстие моста; m = 1,5 - коэффициент крутизны откоса насыпи; = 3,0 - высота моста; d = 0 - ширина промежуточной опоры; p = 0,1 - расстояние от передней грани устоя до основании насыпи; q = 0,3 - расстояние от задней грани устоя до вершины откоса насыпи.

Литература

СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги.

1. Методические указания по выполнению расчетно-графической работы "Дорожное строительство " (для студентов инженерно-строительного института заочной формы обучения).

2. В.Г. Попов, Строительство автомобильных дорог. Пособие для мастеров и производителей работ дорожных организаций, Москва 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основы тягового расчета движения автомобилей. Расчет отгона виража и составной кривой. Обоснование ширины проезжей части, земляного полотна и технической категории автомобильной дороги. Пропускная способность полосы движения и загрузка дороги движением.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2009

    Проектирование плана пути железной дороги на перегонах. Определение ширины проезжей части, полосы движения и земляного полотна. Конструкция дорожной одежды. Расчет числа путей в районном парке и количества парков. Расчет водопропускных сооружений.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2013

    Определение основных технических нормативов проектируемой автомобильной дороги. Проектирование кюветов и закругления с симметричными переходными кривыми. Нанесение геологического профиля. Расчет проектной линии, ширины проезжей части и земляного полотна.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2016

    Общие вопросы проектирования и технологии строительства земляного полотна, условия производства работ. Составление дорожно-климатического графика. Разработка проекта возведения земляного полотна для автомобильной дороги III категории протяженностью 10 км.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2013

    Расчет пропускной способности дороги и коэффициента загрузки движения: интенсивность движения, направление движения пешеходов и автомобилей. Анализ дорожных условий, схема перекрёстка, тип пересечения. Ширина пешеходного тротуара и проезжей части дороги.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2009

    Характеристика природных условий района проектирования дороги. Определение продольных уклонов, ширины проезжей части и земляного полотна. Варианты проложения трассы дороги в обход сложных участков рельефа. Проектирование дороги в продольном профиле.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2012

    Исследование параметров дорожного движения, необходимость светофорного регулирования. Определение необходимого количества полос движения и ширины проезжей части дороги и пешеходных переходов. Расчёт режимов светофорной сигнализации по методике Вебстера.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Проектирование светофорного регулирования на изолированном перекрестке. Определение расчетной интенсивности движения. Определение ширины проезжей части. Выбор оптимальной схемы пофазного разъезда. Построение графика работы светофорной сигнализации.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2010

    Общие данные для проектирования автомобильной дороги. Разработка вариантов трассы на карте. Земляное полотно и дорожная одежда. Обустройство дороги, организация и безопасность движения. Определение нормативов перспективной интенсивности движения.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Анализ экономических и климатических факторов в районе проложения автомобильной дороги. Анализ дорожных условий и выделение сложных для организации движения участков дороги. Характеристика транспортного потока, оценка безопасности движения на дороге.

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

в обучении, визуальное оформление преподавателем и учащимися уч. информации: упрощённая зарисовка деталей изучаемых объектов, их условное обозначение; составление схем, графиков, картограмм, номограмм, разл. таблиц и пр.; графоаналитич. обработка данных; сигнализирующие пометки и компоновка фрагментов текста. Цель Г. р. преподавателя - дать учащимся зримую опору в понимании демонстрируемого и словесно излагаемого, а также способствовать рационализации их познават. деятельности. Цель Г. р. учащихся - активизировать уч. путём внесения собств., напр. мнемонических, приёмов работы. Г. р. - , в отличие от строго стандартизированной уч. работы, по программе черчения или др. технич. дисциплин.

Основой Г. р. является условная, схе-матич. графика, к-рая передаёт принцип устройства или функционирования изучаемого объекта и ориентирована на передачу отношений между фактами, явлениями, предметами, раскрытие пространственно-временных связей, причинно-следственных, функциональных зависимостей и т. д. Возможности схематич. графики обусловили её широкое в разнообразных областях человеческой деятельности, в первую очередь в сфере естеств. наук.

Сочетание в схематич. графике двух начал - абстрактно-логического и наглядно-образного обусловило применение её в уч. процессе. Уч. материал, в т. ч. и неизобразительный (фрагменты текста, цифры и пр.), но графически организованный, упорядоченно размещённый на обозримой плоскости, воспринимается в целом и его частях и в их взаимосвязях. Используя Г. р., преподаватель знакомит аудиторию не только с определённым объёмом сведений, но и с путём их упорядочения и систематизации. Следя за выполнением Г. р. учащимися, преподаватель может вовремя оценить эффективность организации их уч. деятельности, степень ясности и доходчивости своих объяснений.

Г. р. способствует более прочному сохранению в зрительной памяти «опорных следов» (В. Ф. Шаталов) - от цвета и формы графич. элементов, их местоположения, направленности, величины и пр., - закладывающих вспомогат. базу для воспроизведения усвоенного. Г. р. в процессе обучения не только помогает решать задачи наглядного показа, но и способствует рациональной организации, систематизации знаний, прививает учащимся стройного оформления материала, готовит их к самостоят. интеллектуальному труду. Иногда Г. р. позволяет обнаружить ошибку, допущенную при измерении, вычислении и т. д., не замеченную при обычной цифровой записи.

Характер Г. р. меняется в зависимости от предмета. Для точных и техн. наук характерно построение графиков, отражающих функциональные связи и зависимости: при обучении физике Г. р. иллюстрирует принципы устройства приборов и машин; на уроках химии отображает переход количеств, изменений в качественные. Представление о графич. выражении функций и структурных отношений, даваемое на уроках физики, математики, черчения, может быть закреплено на др. занятиях. В предметах гуманитарного цикла составляются синхронистич. таблицы, картограммы и диаграммы, способствующие выработке у учащихся уме-ння рассматривать социальные явления в их развитии и взаимообусловленности.

При выполнении Г. р. необходимо учитывать, что все элементы схематич. графики (форма, цвет, величина, расположение и пр.) несут определённую смысловую нагрузку и в силу разл. причин могут быть по-разному истолкова-вы учащимися. Поэтому, во избежание искажения уч. информации, выбирая цементы схематич. графики, следует стремиться к тому, чтобы они по возможности соответствовали признакам, характерным чертам графически обозначаемых объектов.

Г. р. предполагает обязат. сочетание с др. средствами обучения и метод. приёмами.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА" в других словарях:

    Графическая работа(в обучении) - визуальное оформление преподавателем и учащимися учебной информации; упрощённая зарисовка деталей изучаемых объектов, их условное обозначение; составление схем, графиков, картограмм и пр.; графоаналитическая обработка данных. (Бим Бад Б.М … Педагогический терминологический словарь

    Графическая плата

    Графическая карта - Видеокарта семейства GeForce 4, с кулером Видеокарта (известна также как графическая плата, графическая карта, видеоадаптер) (англ. videocard) устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.… … Википедия

    Курсовая работа - Курсовая работа задание, которое выполняется студентами высших и средне специальных учебных заведений в определённый срок и по определённым требованиям. Часто курсовые работы выполняют по предметам, которые являются основными по… … Википедия

    Овчачек, Эдуард - Эдуард Овчачек (чеш. Eduard Ovčáček, род. 5 марта … Википедия

    Revolver - Студийный альбом The Beatles … Википедия

    Национальная картинная галерея Армении - Координаты: 40°10′43.5″ с. ш. 44°30′51″ в. д. / 40.17875° с. ш. 44.514167° в. д … Википедия

    Грэмми - «Грэмми» Оригинальное название «Grammy» Основание 1959 … Википедия

    От винта! (телепередача) - Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. У этого термина существуют и другие значения, см. От винта! … Википедия

    Федеральный список экстремистских материалов - составляется Министерством юстиции России (ранее Росрегистрацией) на основе судебных решений. В него включаются различные материалы, признанные экстремистскими. Впервые он был опубликован 14 июля 2007 и сначала состоял из 14 пунктов. С тех… … Википедия

Книги

  • Noti Medievali. Графическая магия средних веков , Maelinhon Mylene , Kavvira Liri , Новая книга Mylene Maelinhon и Liri Kavvira - Noti Medievali, рассказывает о средневековой графической магии, в частности, исландской рунике и авторской магической графике более позднего… Категория:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольных заданий

по дисциплине

ОП.01«Инженерная графика»

для специальности 23.02.03

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

для заочной формы обучения

(базовая подготовка)

Рассмотрено на заседании ЦМК

Технико-экономического направления

Протокол №__ от «___» ______2015г.

Председатель ЦМК

О.В.Кобелева

Методическое пособие по «Инженерной графике» для специальности

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для заочной формы обучения

Организация-разработчик:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кемеровский профессионально-технический техникум.

Казанникова Валентина Григорьевна , преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО Кемеровского профессионально-технического техникума.

Рецензенты:

Шартынова Евгения Сергеевна , преподаватель инженерной графики высшей квалификационной категории Кемеровского профессионально-технического техникума

Машкина Валентина Владимировна , преподаватель инженерной графики высшей квалификационной категории Кемеровского коммунально-строительного техникума имени В.И.Заузелкова

Введение
Содержание учебного материала дисциплины
Общие методические указания
Графические работы
Графическая работа № 1Титульный лист альбома графических работ
Графическая работа № 2 Построение сопряжений, уклона, конусности
Графическая работа № 3 Комплексные чертежи и аксонометрические изображения геометрических тел с нахождением проекций точек, принадлежащих поверхности тела
Графическая работа № 4 Построение третьей проекции модели по двум заданным. Аксонометрическая проекция
Графическая работа № 5 По двум данным видам модели построить третий вид, необходимые разрезы, аксонометрическую проекцию с вырезом передней четверти
Графическая работа № 6 Выполнение эскиза детали с резьбой с применением простого или сложного разреза
Графическая работа № 7 Выполнение резьбовых соединений деталей при помощи болта и шпильки
Графическая работа № 8 Выполнение чертежа цилиндрической зубчатой передачи со шпоночным соединением вала и колес
Графическая работа № 9 Выполнение эскизов деталей сборочной единицы, состоящей из пяти, шести деталей
Информационное обеспечение
Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин: умение читать и выполнять чертежи деталей, сборочные чертежи, чертежи схем.

Методические указания по выполнению контрольных заданий составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины ОП.01 «Инженерная графика» по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для заочной формы обучения, которая предусматривает самостоятельное изучение студентом теоретических основ и выполнение ряда контрольных заданий, чтобы выработать навыки чертежной работы. Выполнение графических работ помогает овладеть техникой черчения, развивать пространственное мышление, без которого невозможна активная творческая работа студентов при выполнении курсовых, дипломных работ и при дальнейшей работе по специальности.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

Оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

Выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах;

Выполнять деталирование сборочного чертежа;

Решать графические задачи.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

Основные правила построения чертежей и схем;

Способы графического представления пространственных образов;

Возможности пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности;

Основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

Основы строительной графики.

Методические указания включают содержание учебного материала дисциплины для самостоятельного изучения теоретического материала с указанием ссылки на учебную литературу и тематику контрольных работ, методические указания и задания к графическим работам, которые студент выполняет под руководством преподавателя на уроках практического цикла и самостоятельно при подготовке контрольной работы.

В состав каждого практического задания пособия входят методические указания, где оказывается методическая помощь при выполнении задания, для каждой работы приведены образцы оформления чертежа. Все варианты заданий выполнены в одном стиле, подбор заданий охватывает материал основных разделов программы, что позволяет объективно оценивать знания, приобретенные студентами при изучении дисциплины «Инженерная графика». Описание порядка выполнения задания облегчает и ускоряет процесс его выполнения.

Под заголовком «Об­ратите внимание» в методических указаниях сообщается, какие именно произош­ли изменения в стандарте и важное при выполнении чертежа.

В приложении включены необходимые для выполнения графических работ справочные материалы.

Итоговая оценка выводится по результатам проверки каждой графической работы, критериями оценивания которых являются следующие показатели:

Выбор масштаба и расположение формата чертежа;

Компоновка чертежа;

– правильность выполнения задания;

Простановка размеров;

– линии чертежа;

Заполнение основной надписи.

Темы раздела, занятий Кол.-во часов Литература
Раздел 1. Изучение геометрического черчения
Тема 1.1.Основные сведения по оформлению чертежей Форматы чертежей - основные и дополнительные. Линии чертежа - начертание, название, назначение, толщина. Рамка и основная надпись. Масштабы - определение, обозначение и применение.
Тема 1.2.Чертежный шрифт и выполнение надписей на чертежах. Сведения о стандартных шрифтах, размерах и конструкций букв и цифр. Правила выполнения надписей на чертежах. Графическая работа № 1Титульный лист альбома графических работ студента
Тема 1.3.Основные правила нанесения размеров Правила нанесения размеров. Линейные и угловые размеры. Стрелки. Правила нанесения выносных и размерных линий и размерных чисел. Знаки применяемые при нанесении размеров.
Тема 1.4.Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей. Деление окружности на равные части. Сопряжения, применяемые в контурах технических деталей. Сопряжения дуг с дугами, дуги с отрезком прямой, прямой с прямой. Уклон и конусность на технических деталях: определение, правила построения по заданной величине и обозначение. Графическая работа № 2Построение сопряжений, уклона, конусности
Раздел 2. Изучение проекционного черчения (основы начертательной геометрии)
Тема 2.1.Проецирование точки Методы проецирования. Плоскости и оси проекции. Проецирование точки на две и три плоскости проекции. Координаты точки. Чтение чертежа точек.
Тема 2.2.Проецирование отрезка прямой Расположение отрезка прямой линии относительно плоскостей проекции. Проецирование отрезка прямой линии на две и на три плоскости проекции.Чтение чертежей отрезка прямой.
Тема 2.3.Проецирование плоскости Изображение плоскости на комплексном чертеже. Плоскости общего и частного положения. Проекции точек и прямых, расположенных на плоскости. Чтение чертежей плоскости.
Тема 2.4. Аксонометрические проекции Виды аксонометрических проекций. Аксонометрические оси. Показатели искажения. Изображения в аксонометрических проекциях плоских фигур и объемных тел.Выполнение изображений плоских фигур и объемных тел.
Тема 2.5.Проецирование геометрических тел Определение поверхностей тел. Проецирование геометрических тел (призмы, конуса, цилиндра, пирамиды) на три плоскости проекций с подробным анализом проекций элементов геометрических тел (вершин, ребер, граней, осей и образующих). Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям геометрических тел. Графическая работа № 3 Комплексные чертежи и аксонометрические изображения геометрических тел с нахождением проекций точек, принадлежащих поверхности тела.
Тема 2.6.Сечение геометрических тел проецирующими плоскостями. Понятие о сечении. Сечение тел проецирующими плоскостями. Нахождение действительной величины отрезка и плоской фигуры способами вращения, совмещения и перемены плоскостей проекций. Построение натуральной величины фигуры сечения. Построение разверток поверхностей усеченных тел. Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических проекциях Комплексные чертежи усеченного многогранника или усеченного тела вращения; развертка поверхности усеченных тел; аксонометрия усеченных тел
Тема 2.7.Взаимное пересечение поверхностей те л Общие сведения о линии пересечения поверхностей геометрических тел.Способы нахождения точек линии пересечения. Комплексный чертеж и аксонометрия пересекающихся геометрических тел.
Тема 2.8.Проекции моделей Последовательность построения чертежей моделей в системе прямоугольных проекций. Выполнение комплексных чертежей моделей по натуральным образцам Графическая работа № 4Построение третьей проекции модели по двум заданным. Аксонометрическая проекция
Раздел 3. Изучение машиностроительного черчения
Тема 3.1.Изображения на машиностроительных чертежах. Виды – определения, назначение, расположение и обозначение основных местных и дополнительных видов. Разрезы – образование, назначение, расположение и обозначение. Местные разрезы. Соединение половины вида с половиной разреза. Сечения вынесенные и наложенные. Обозначения и надписи. Графическое обозначение материалов в сечениях и разрезах Графическая работа № 5По двум данным видам модели построить третий вид, необходимые разрезы, аксонометрическую проекцию с вырезом передней четверти
Тема 3.2.Резьба, резьбовые изделия Основные сведения о резьбе. Классификация резьб. Параметры резьбы. Элементы резьбы: сбеги, недорезы, проточки, фаски. Условное изображение и обозначение резьбы Изображение стандартных резьбовых крепежных деталей по их действительным размерам согласно ГОСТ (болты, шпильки, гайки, шайбы).Изображение и обозначение резьбы на чертежах
Тема 3.3.Эскизы и рабочие чертежи деталей Форма детали и ее элементы. Измерительные инструменты и приемы измерения деталей. Понятие о нанесении на чертеже обозначений шероховатости поверхностей, материала, применяемого для изготовления деталей. Назначение и порядок выполнения эскиза деталей. Рабочий чертеж детали. Чтение рабочих чертежей. Графическая работа № 6Выполнение эскиза детали с резьбой с применением простого или сложного разреза
Тема 3.4.Разъемные и неразъемные соединения деталей. Виды разъемных соединений: резьбовые, шпоночные, зубчатые и т.д. Их назначение. Изображение соединений с помощью болтов, шпилек, винтов. Виды неразъемных соединений деталей. Условное изображение и обозначение сварных швов на чертежах. Выполнение чертежа сварного соединения деталей Графическая работа № 7Выполнение резьбовых соединений деталей при помощи болта и шпильки
Тема 3.5.Зубчатые передачи. Основные виды передач. Конструктивные разновидности зубчатых колес.Расчет и порядок выполнения чертежа зубчатой передачи. Графическая работа № 8Выполнение чертежа цилиндрической зубчатой передачи со шпоночным соединением вала и колес.
Тема 3.6. Общие сведения об изделиях и составлении сборочных чертежей. Чертеж общего вида, его назначение и содержание. Последова - тельность выполнения сборочного чертежа.Выполнение эскизов деталей сборочной единицы. Увязка сопрягаемых размеров. Порядок выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей. Выбор числа изображений. Выбор формата. Размеры на сбороч-ных чертежах. Штриховка на разрезах и сечениях. Упрощения, применяемые на сборочных чертежах. Спецификация, ее назначе-ние и порядок заполнения. Нанесение номеров позиций на сборочном чертеже. Графическая работа № 9Выполнить эскизы деталей сборочной единицы, состоящей из пяти, шести деталей.
Тема 3.7.Чтение и деталирование сборочных чертежей. Назначение и работа сборочной единицы. Количество стандартных и нестандартных деталей, входящих в сборочную единицу. Чтение сборочных чертежей.
Раздел 4. Машинная графика
Тема 4.1Общие сведения о системе автоматизированного проектирования
Раздел 5. Изучение схем по специальности Тема 5.1Чтение схем Типы и виды схем. Условные графические обозначения элементов схем на чертежах. Правила выполнения схем в соответствии с требованиями ЕСКД. Чтение схем. Выполнение графической работы и чертежей
Раздел 6. Изучение элементов строительного черчения
Тема 6.1Общие сведения о строительном черчении Виды строительных чертежей. Изображения на строительных чертежах. Разбивочная сетка осей. Нанесение размеров на строительных чертежах. Выполнение графической работы: Выполнение плана цеха
Всего

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Как показывает практика, наибольший эффект изучения инженерной графики может быть достигнут при выполнении студентами индивидуальных графических заданий, которые представлены в настоящих методических указаниях вариантами заданий. Вариант выбирается по номеру в списке классного журнала.. Все задачи решаются после самостоятельного изучения соответствующего раздела по учебнику. Ссылка на учебную литературу дается в разделе 2 данного пособия, где указаны изучаемые темы, их содержание и приведены страницы по имеющимся в библиотеке техникума учебникам, ниже список литературы приведен дополнительно.

Графические задания выполняются на стандартных листах чертежной бумаги, в карандаше. Каждый лист оформляется рамкой и заверяется основной надписью формы 1 по ГОСТ 2.104-2006 (см. приложение 11). Образец ее заполнения показан на рис. 1. В дополнительной графе размером 14х70, которую располагают в верхнем углу вдоль длинной стороны формата, указывают код чертежа в перевернутом расположении.

В коде указывают адрес изготовителя чертежа и записывают его шрифтом № 7:

КПТТ – Кемеровский профессионально - технический техникум; наименование дисциплины: ИГ - инженерная графика; номер варианта: 05- пятый вариант; номер графической работы: 10 - графическая работа № 10.

Например: КПТТ ИГ 05.10.00

Для некоторых листов вместо последних нулей указывают номер позиции детали, код схемы и т. д.

В основной надписи в графе «наименование» пишется название графической работы. Масштаб изображения указывают в основной надписи.

Для простановки размеров на чертежах используют шрифт № 3,5.

Принятые обозначения:

Точки на проекциях обозначаются одноименными строчными буквами русского алфавита со штрихами, обозначающими плоскость проекции (а, а", а");

Углы - строчными буквами греческого алфавита, с указанием градуса (α, β).

Все текстовые надписи на чертежах выполняют чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304-81, для удобства использования настоящего пособия в приложении № 2 приведена конструкция букв и размеры для номеров шрифта 3,5; 5; 7 и 10. По завершении выполнения всех графических заданий листы брошюруют в альбом, первым листом которого является титульный лист (его номер на листе не указывается). Альбом представляется на рецензию преподавателю.

ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Расстановка ударений: ГРАФИ`ЧЕСКИЕ РАБО`ТЫ

ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ - самостоятельные работы учащихся, содержащие какие-либо графические изображения, выполняемые по заданию и под руководством учителя. Г. р. могут применяться при изучении всех теоретич. уч. предметов на всех этапах школьного обучения, начиная с простых рисунков и кончая сложными условными видами графич. изображений: чертежами, схемами, графиками и т. д. Г. р. могут задаваться как классное упражнение (напр., выполнение эскизов с натуры), как домашнее задание (напр., вычерчивание по эскизам), как контрольная работа (напр., по разделу "Проекционное черчение"). Г. р. могут быть также частью к.-л. другой работы, иллюстрирующей её отдельные положения, или использоваться как метод, при помощи к-рого определяется к.-л. из искомых величин (графич. расчёты).

Основные виды Г. р. уч-ся и разновидности графич. изображений, используемых в обучении: рисунок, диаграмма, план, карта, схема, график, технич. рисунок, чертёж, эскиз.

Рисунок - изображение предметов и явлений, выполняемое от руки графич. средствами: линия, комбинация штрихов и т. п. Виды Г. р., предусмотренные программой по рисованию: а) рисунок с натуры - изображение предметов на основе непосредственного восприятия их рисующим; б) тематич. рисунок - изображение, выполняемое по несложным сюжетам из окружающей действительности или на темы лит. произведений. Г. р. по тематич. рисованию выполняются на основе наблюдений, представлений, памяти; группы изображаемых предметов и явлений объединяются выбранным или заданным сюжетом; в) декоративный рисунок - изображение орнаментов, узоров и т. п. Основное внимание уделяется рисованию с натуры. В 1 - 2-х классах натурой служат плоские предметы прямоугольной, округлой и другой формы, располагаемые для рисования во фронтальном положении. Знакомясь с явлениями перспективы, уч-ся 3 - 4-х классов рисуют объёмные предметы цилиндрической, конической, шаровой и другой формы, уч-ся 5-7-х классов рисуют уже группы предметов, передавая особенности формы, пропорции, цвет, положение в пространстве, освещённость. Г. р. по декоративному рисованию подготавливают уч-ся ко всякого рода оформительским работам: обложка альбома, плакат, стенгазета, эскиз и детали праздничного оформления школьного помещения и т. п. Рисунки широко применяются во всех классах как графич. изображения приборов, проводимых опытов, к.-л. предметов (см. также Рисование в школе).

Диаграмма - графич. отображение сравниваемых величин, выполняемое при помощи линий, геомет-рич. фигур и других средств. Наибольшее распространение имеют след. виды диаграмм: а) линейные, построение к-рых производится на координатном поле; сравниваемые величины изображаются отрезками прямых линий соответствующей длины (обычно ординатами), концы их соединяются прямыми, образующими ломаную линию; б) столбиковые или ленточные, где данные изображаются прямоугольниками одинаковой ширины, расположенными вертикально (столбиковые, рис. 1) или горизонтально (ленточные); высота или длина прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам; в) секторные диаграммы представляют собой круги, разделённые на секторы, величины к-рых пропорциональны величинам отдельных частей изображаемого (рис. 2); г) иллюстрированные диаграммы, выполняемые при помощи фигур - знаков разной величины, на к-рые наносятся цифровые данные.

Диаграммы используются, когда необходимо показать в наглядной форме соотношение к.-л. величин в изучаемой теме, напр. процесс развития и роста (линейные и столбиковые диаграммы), подразделение целого на части (секторные) и т. д. Иногда диаграммы располагаются на уч. картах (см. Карты учебные), напр. для того чтобы показать рост промышленности в разных географич. или экономич. районах. Такие карты наз. картодиаграммами. Г. р. на выполнение диаграмм на контурных картах применяются обычно на уроках географии, истории, обществоведения.

План - условное изображение на плоскости в ортогональной проекции небольшой части земной поверхности, постройки, сооружения и т. п. На планах могут быть изображены: местность, населённый пункт, жилое или пром. здание (изображение здания в горизонтальном разрезе) или его часть (мастерские, лаборатория) и др. Целесообразно задавать уч-ся Г. р. на выполнение планов с натуры, включая в них обмер, выбор масштаба, эскизную съёмку, напр., план пришкольного участка, уч. мастерских (с планировкой оборудования) и т. п.

Схема - графич. изображение, передающее в упрощённом или условном виде наиболее существенные признаки предметов, главное и основное в изучаемых явлениях. Условные обозначения деталей, механизмов, аппаратуры, приборов для нек-рых видов схем стандартизованы, напр. для кинематич., электрич. схем, для схем трубопроводов. При помощи схем показывают всякого рода классификации, подразделения, связи и отношения, ход процесса, взаимодействие частей, устройство (в общих чертах) и принцип действия машин, механизмов, сооружений, установок и т. п. Напр., при изучении химии - схема газового завода, схема доменного процесса, схема производства синтетического аммиака, схема получения алюминия (рис. 3); физики - простые электрич., гидравлич., пневматич. схемы. Иногда схемы располагаются на уч. картах, напр. для обозначения путей сообщения, ввоза или вывоза продукции из одного географич. или экономич. района в другой (на географич. картах), движения армий (на историч. картах) и т.д. Такие карты наз. картосхемами. Г. р. на выполнение схем на контурных картах применяются обычно на уроках географии и истории".

График - наглядное графич. отображение функциональной зависимости. В математике график функции - геометрич. место точек плоскости, координаты к-рых удовлетворяют уравнению этой функции. Способ построения графиков зависит от выбранной системы координат. В большинстве случаев графики строятся на основе декартовой (прямоугольной) системы координат. Для изображения функций углового аргумента удобна полярная система координат, напр. график распределения силы света разных типов светильников. Возможность быстрого нахождения значений функций по значениям аргумента обеспечивает графикам большое практич. применение в нар. х-ве. Построение графиков уч-ся изучают в курсе математики и применяют их для графич. решения задач. Графики используются при изучении других предметов, напр. в физике: график, показывающий температурные изменения в воде, "нагревание - кипение - охлаждение", график "погружение - давление", график "температура - время", график "путь - время"; в химии: график "температура - растворимость" (рис. 4). Кроме построения графиков, уч-ся обучаются их чтению, напр., читая график "нагревание - кипение - охлаждение", уч-ся должны представлять, что характеризует средняя часть графика, получившаяся в виде горизонтального участка прямой линии. Необходимо также научить пользоваться графиками для определения промежуточных значений функций, напр. по точке графика, заданной между делениями на оси температуры, установить весовое количество растворённого вещества и т. п.

Технический рисунок - наглядное изображение предмета, выполняемое от руки по способу аксонометрич. проектирования (рис. 5). Технич. рисунок с нанесёнными размерами используется на уроках труда в уч. мастерских как наиболее доступный (легкочитаемый) вид графич. изображения. Г. р. по технич. рисованию выполняются уч-ся на уроках черчения, машиноведения и др.

Чертёж - изображение изделий и сооружений или их составных частей, выполненное согласно правилам начертательной геометрии и технич. черчения. Наиболее часто применяется метод ортогонального проектирования, реже - аксонометрического (рис. 6) и перспективы. Осн. правила выполнения чертежей, условные обозначения, оформление установлены государственными стандартами. В зависимости от стадии проектирования машиностроительные чертежи подразделяются на проектные (предназначенные для составления рабочих чертежей) и рабочие (предназначенные для изготовления, ремонта и контроля изделий и их составных частей). В зависимости от содержания чертежи подразделяются на след. виды: а) чертежи деталей, содержащие изображения частей изделий, а также необходимые данные для их изготовления и контроля (рис. 7); б) чертежи сборочные, содержащие изображения изделий, групп или узлов и необходимые данные для их сборки и контроля; в) чертежи габаритные, содержащие контурное или упрощённое изображение изделий или их составных частей и габаритные размеры; г) чертежи монтажные, содержащие контурное или упрощённое изображение изделий или их составных частей, а также необходимые данные для их установки на место монтажа; д) табличные - сводные чертежи, содержащие данные, необходимые для изготовления и контроля или для применения ряда однотипных изделий и их составных частей, отличающихся размерами, материалом, покрытием, окраской или другими данными.

Эскиз - чертёж временного характера, выполняемый, как правило, без применения чертёжных инструментов, без точного соблюдения масштаба (рис. 8). Эскизы обычно используются при проектировании и в производстве.

Особое место в графич. подготовке уч-ся занимают Г. р. по черчению. Они являются средством закрепления уч. материала и формируют умения изображать предметы по способу ортогонального и аксонометрии, проектирования. В процессе выполнения этих Г. р. вырабатываются технические чертёжные навыки, умение владеть инструментами и принадлежностями, навыки работы "от руки" при выполнении эскизов. Содержание, объём и распределение во времени Г. р. по черчению определяются учебной программой (см. Черчение в школе).

Общими требованиями к Г. р. по черчению является соблюдение правил государственных стандартов. Поэтому с самого начала Г. р. выполняются на листах стандартных форматов, установленными типами и размерами линий, надписи на Г. р. делаются стандартным шрифтом.

Наиболее полезным видом Г. р. является выполнение чертежей или эскизов с натуры, при к-ром происходит самое полноценное восприятие объекта изображения, проявляется наибольшая самостоятельность уч-ся в решении вопросов, связанных с выбором способа изображения, происходит усиленная тренировка пространственного мышления. Весьма ценным методич. приёмом является включение Г. р. в упражнения по чтению чертежей, напр, выполнение сечений, разрезов, дополнительных видов, заданных на чертеже. Для развития политехнич. представлений и практич. навыков необходимо связывать тематику Г. р. с жизнью, практикой, производством (см. Графическая грамота).

К. А. Янковский. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

© 2024 kotaliti.ru -- Интернет. Безопасность. Программы. Изображения. Полезные советы